Волгоградская полиция ведет розыск неизвестных, которые дважды за последние две недели с помощью ручных гранат подорвали два банкомата Сбербанка. Отсутствие у преступников корыстных мотивов дает основание предполагать, что они, возможно, действуют по политическим причинам.
Около четырех часов утра 5 марта в Центральном районе Волгограда прогремел взрыв. Как оказалось, в доме № 42 по улице Рокоссовского был взорван банкомат Сбербанка. Как сообщают местные информагентства, банкомат скорее всего был подорван ручной гранатой РГД-5. Взрывом терминал был разрушен, однако сейф с денежной наличностью оказался нетронутым: преступники по каким-то причинам не взяли его с собой.
Со вчерашнего дня в Волгограде заговорили о появлении в городе группы «банкоматных террористов»: за две недели до взрыва на улице Рокоссовского, ранним утром 23 февраля, в Советском районе произошел аналогичный инцидент. Также около четырех часов утра в доме № 96 на Университетском проспекте в офисе Сбербанка был взорван банкомат. «Двое неизвестных вошли в открытый тамбур с банкоматами Сбербанка и прикрепили гранату РГД-5 к двери одного из платежных терминалов. Совершив подрыв, злоумышленники скрылись с места преступления, даже не прихватив с собой денег», – рассказала «НГ» занимающаяся журналистским расследованием дела о «банкоматных террористах» редактор информагентства «Волга-медиа» Екатерина Ефиценко.
Схожесть обоих эпизодов, отказ преступников забрать деньги из разрушенных терминалов, а также использование подрывниками ручных гранат одного типа дают основание предполагать, что атаки на банкоматы являются делом рук одной группировки.
Представители МВД отказываются от официальных комментариев по этому поводу. Известно лишь, что волгоградскими полицейскими возбуждено уголовное дело по статье «покушение на кражу». Пока силовики не инкриминируют злоумышленникам незаконный оборот оружия и боеприпасов.
«Действия «банкоматных террористов» трудно объяснить, – говорит Екатерина Ефиценко. – Очевидно, что они избрали своими мишенями банкоматы государственного Сбербанка, при этом всячески стремятся избежать человеческих жертв, совершая подрывы ранним утром. Налетчики демонстративно отказываются от присвоения денег, а это значит, что корыстный мотив в их действиях отсутствует. Однако никаких политических требований они также не обнародуют».
Волгоградцы теперь гадают, где и когда произойдет следующий «теракт» против банкоматов. Екатерина Ефиценко обратила внимание, что оба инцидента случились накануне праздничных дней – 23 февраля и в преддверии 8 Марта: «Вполне возможно, что это не случайно, и тогда очередной подрыв следует ждать на День космонавтики, Пасху или на 1 Мая».
В волгоградском сегменте Интернета выдвигаются свои версии подрывов – от мести неудачливых кредитных заемщиков (якобы «террористы» передвигаются на недешевой «Тойота-Камри») до вооруженного народного протеста против закрытия промышленных предприятий и роста цен.
Все более популярной становится и версия о том, что «банкоматные террористы» являются сторонниками идеологии Новороссии и даже, возможно, имеют боевой опыт, который приобрели на юго-востоке Украины вместе с обостренным чувством справедливости и ручными гранатами.
Политический эксперт Алексей Крымин считает, что действия «банкоматных террористов» могут быть обусловлены политическими мотивами: «Бескорыстные подрывы терминалов похожи на протестные акции против государственной финансовой политики. Хотя, впрочем, и банального жесткого хулиганства исключать также нельзя».
Волгоград