|
Убийство Бориса Немцова всколыхнуло политическое сообщество России. Оно не оставило равнодушным значительную часть её активных граждан, в том числе, самых разных по своим политическим убеждениям. Сегодня обсуждаются несколько версий убийства, эксперты, журналисты, политики и гражданские активисты спорят о том, кому было выгодно это преступление, каковы его возможные политические последствия. Однако, представляется, не только это является сегодня главным.
Всякое громкое политическое событие – часть определенного политико-культурного контекста, сложившегося в обществе на момент его свершения и потому, независимо от целей его участников, оно является знаком тех латентных, скрытых от взгляда неискушенного наблюдателя процессов, протекающих в обществе, символом ожиданий и надежд, скрываемых молчаливым соблюдением негласной конвенции легитимности существующей власти. Видеть эти знаки понимать их смысл должны в первую очередь профессиональные политики, действующая власть. Убийство Бориса Немцова, более двадцати лет представлявшего высший слой российского политического класса, стало тревожным знаком для федеральной и региональной политических элит России: оно показало, что сложившийся в обществе консенсус хрупок и неустойчив, а внутренняя, в первую очередь, социально-экономическая политика элиты, близка к тому, чтобы исчерпать кредит доверия и терпение граждан. Нужны не заклинания о социальной направленности политики, о борьбе с произволом чиновников и монополистов, а незамедлительные корректировки курса.
Убийство Бориса Немцова - активного политика и регионального депутата - представляет собой вызов всему депутатскому корпусу – федеральному и региональному. Сейчас ему меньше всего следует заботиться о собственной безопасностью. Думать и действовать надо на другом фронте: на фронте политического диалога и межпартийного сотрудничества партий, заседающих в Государственной Думе и региональных парламентах, с партиями и движениями, не получившими этого права, а потому так или иначе оказавшимися во внепарламентской оппозиции. Уж очень часто в последнее время наши депутаты всех уровней демонстрируют не лучшие качества парламентариев: генерируют пустые и никак не связанные с повседневной жизнью избирателей инициативы, совершают сомнительные путешествия, с упорством обреченных защищают свои привилегии, самовлюбленно демонстрируют свой эгоизм, узкопартийный или, того хуже, кланово-корпоративный подход в решении назревших проблем государства и общества. Не только на федеральном, но, в первую очередь, на региональном уровне необходимо кардинально изменить формат диалога парламентских партий и их фракций в представительных структурах с различными инициативными группами и общественными организациями, органами местного самоуправления. Только диалог с позиций равенства и взаимного уважения сможет снять неизбежно возникающую во время кризиса конфликтную напряженность, направить жажду участия и энергию действия в русло реальной работы, а не митинговых дебатов.
Убийство Бориса Немцова надолго останется темой политических дебатов. Однако наша память об этом событии должна носить не только мемориальный характер. Почему бы в российских региональных парламентах, – а, может быть, и в Государственной Думе, – не сделать Немцова почетным депутатом, превратив его место – «квоту Немцова» – в место постоянно присутствия в Думах или Законодательных собраниях представителей непарламентской оппозиции. Их статус можно оговорить в уставах и регламентах: один голос не сможет изменить сложившееся по итогам выборов соотношение сил. Но даже если это будет не законодательный, а законосовещательный голос, он может многое изменить в характере и направленности парламентских дискуссий, в самой атмосфере обсуждения и принятия решений. Легитимность решений большинства в таком случае лишь укрепится. В то же время никто из местных «отчаянных оппозиционеров» не сможет упрекнуть власть и законодателей в отсутствии внимания к позициям меньшинства, в том числе и протестного. Чем больше в кризисные – и не только в кризисные – времена будет легальных и открытых публичных возможностей для выражения мнений обеспокоенной общественности тем больше шансов обрести и сохранить в сложном и разделенном обществе взаимопонимание и согласие, сохранить силу и целостность российского государства.
Трагедия на Москворецком мосту не должна пройти незамеченной для российской политической практики. Из неё надо извлечь уроки. Пока еще для этого есть время.