0
3186
Газета Регионы России Интернет-версия

20.02.2015 00:01:00

Быть независимым – выгодно

Тэги: челябинск, ариант, колбаса, мясо, рост цен, фальсификация, гост, александр завалищин, марина тихоненко, борис дубровский


челябинск, ариант, колбаса, мясо, рост цен, фальсификация, гост, александр завалищин, марина тихоненко, борис дубровский К качеству продукции «Арианта» претензий никогда не было. Фото с сайта www.ariant-agro.ru

Колбаса для нас все равно что хлеб, во всех отношениях это универсальный продукт: хочешь – завтракай, хочешь – обедай, точно наешься и энергии прибавится. Однако ситуация такова, что скоро эта народная еда может стать недоступной: цены на сосиски и колбасы у большинства российских производителей растут как на дрожжах. Кто виноват и что делать, когда близко колбаска, да не укусишь?

По словам экспертов, подорожание обусловлено тем, что производители не обеспечивают себя главным ингредиентом колбасы – мясом (говядиной и свининой), многим производителям приходится закупать его за границей. И в связи с ростом евро и доллара производителям не остается ничего другого, как увеличивать цену своих изделий.

Роль санкций в росте цен на колбасу

Цены на колбасу подскочили еще в октябре. Из-за этого производители начали добавлять в колбасу и сосиски мясо птицы, что отразилось на вкусовых качествах мясных продуктов. Еще один нюанс: как только были введены санкции, Бразилия, главный поставщик блочного мяса глубокой заморозки в Россию, сразу повысила цены, с 5,5 до 8 долл. за килограмм. Этот фактор вкупе с подорожанием валюты и привел к взлету цен на колбасу. И процесс продолжается, ведь санкции никто не отменяет, а валюта дорожает. Когда блочная свинина из Евросоюза исчезла с рынка, возник ажиотажный спрос на российскую свинину, что, естественно, отразилось на себестоимости и цене колбасы.

Куриная составляющая

Чтобы хоть как-то сдержать рост цен на свою продукцию, многие пытаются заменять в колбасе мясо на другие составляющие – сою, куриные и свиные шкурки и тому подобные «наполнители».

Интернат-издание Znak.com (см. «НГ» от 11.12.14) приводит результаты исследования, проведенного по заказу правительства Свердловской области: «Признаки фальсификации в 2014 году были выявлены в продукции следующих изготовителей колбасных изделий: ООО МПК «Ромкор» (Челябинская область), ООО «Калинка» (Челябинская область), ООО ПКФ «Тетерев» (Челябинская область), ООО «Агросервис» (Свердловская область), ООО «Доброгост» (Свердловская область), ООО «Первоуральский мясоперерабатывающий завод» (Свердловская область)».

В то же самое время меры по отношению к фальсификаторам исчерпываются выявлением подделок ГОСТа и распространения информации об этих инцидентах. Компании выплачивают штрафы (счет обычно идет на сотни тысяч рублей, что при существующей прибыли весьма выгодно) и продолжают производить фальсификат. И хотя законы предусматривают и более суровые штрафы – в размере нескольких миллионов рублей – и даже приостановку производства более чем на два месяца, компаниям-нарушителям удается избежать подобных проблем. А сегодняшняя непростая экономическая ситуация только способствует росту предприятий-фальсификаторов.

Если компании продолжат «бодяжить» колбасу, им придется платить штрафы, поэтому им волей-неволей придется придерживаться ГОСТа или ТУ, и в этом случае рост цен будет неизбежным. Ведь у многих производителей мясных продуктов нет собственного поголовья свиней и КРС, либо оно мизерное. Кстати, подорожало и мясо птицы. Рост цен к ноябрю составил 23%, цена выросла с 86 руб. до 120 руб. за килограмм.

Не имеющие собственной сырьевой базы колбасники теперь ругаются на «птичников», обвиняя птицефабрики в том, что те делают некачественный фарш для колбасы. Получается, что мяса птицы производится много, а переработка птичьего мяса не соответствует современным стандартам. Как тут хорошую колбасу сделать? Либо качество будет хромать, либо цена расти, ведь хороший фарш надо везти из других областей, а транспортные расходы лягут на плечи потребителей.

Позитивные прогнозы не сбылись

В октябре некоторые эксперты утверждали: еще немного – и, возможно, начнется плавное снижение цен на колбасные изделия, однако этот позитивный прогноз так и не сбылся. Магазины регулярно переписывают ценники в сторону увеличения. Независимый эксперт Константин Терентьев так прокомментировал события на рынке: «Ценник полутуши будет расти и дальше. Сейчас рост потребительских цен подпирается стоимостью сырья. Кроме того, влияет и резкое изменение курса валюты. Дело в том, что практически все оболочки для мясной продукции и специи – зарубежные. Расчеты за них идут в евро».

Заместитель руководителя ФАС России Александр Кинев заявил СМИ, что его ведомство планирует тщательно проанализировать сложившуюся на рынке ситуацию и выяснить, не является ли рост цен на мясо следствием антиконкурентных соглашений.

Выход нужно было искать вчера

Cанкционный конфликт и бурный рост доллара показали всю неперспективность подхода к производству колбасы по схеме: купил дешевую «блочку» – сделал колбасу – продал дорого. Зато уверенно себя чувствуют компании, выбравшие длинный путь построения верикально интегрированных холдингов.

«У нас в регионе серьезно лихорадит мелких производителей, зато уверенно чувствует себя компания «Ариант», которая всегда работала по принципу «от поля до прилавка», вкладывая все усилия в развитие собственной сырьевой базы, – говорит начальник управления по развитию сельскохозяйственного производства Минсельхоза Челябинской области Александр Завалищин. – У них свои поля, где производятся корма, у них свое поголовье свиней – более 500 тыс., это крупнейший показатель в России по единовременному содержанию, свои мощности по обвалке и мясопереработке, свои магазины, наконец. Мы уверены, что из-за этого наш регион шоковое повышение цен на колбасу минует. А «Ариант» станет прекрасным примером того, в какую сторону нужно развиваться остальным».

«Ежемесячно мы забиваем 4,5 млн кг свинины – все идет на мясо и колбасу, – подтверждает слова чиновника директор по качеству агрохолдинга «Ариант» Марина Тихоненко. – Этого сырья хватает, чтобы полностью загрузить мощности мясоперерабатывающей фабрики «Арианта», открывшейся в прошлом году. И в этом году у нас есть планы не только удержать цены на прежнем уровне, но даже несколько снизить».

По мнению экспертов, челябинский агрохолдинг действительно является одной из «точек роста» мясоперерабатывающего рынка России. Еще в 2013 году уральская компания «засветилась» своим ноу-хау, закупив в Канаде элитных свиноматок. Кто только тогда не иронизировал над хозяевами «Арианта», изображая челябинцев некими баринами, которым якобы «взбрело в голову» «возить свиней авиацией из-за океана», ведь для доставки животных «Ариант» действительно арендовал восемь громадных транспортных «боингов». И где теперь эти зубоскалы, считающие, что в канадском проекте «Ариант» выкинул деньги на ветер? Агрохолдинг каким-то чудом успел реализовать проект, завершившийся буквально день в день, когда отношения между Россией и Западом резко испортились и между нашими странами встал «железный занавес» санкций и антисанкций. Теперь канадские свиноматки с идеальной генетикой и селекцией рожают упитанных и здоровых поросят с такой скоростью, что уже в следующем году ариантовское стадо свиней будет составлять 600 тыс. голов. Уральский агрохолдинг не только обеспечил себя ресурсной базой мясного сырья, но и, построив племрепродуктор первого уровня, станет поставлять племенных животных всей России.

«Это просто пример правильно выбранной стратегии, – считает Александр Завалищин. – Кстати, это прекрасно понимают в области: вспомните, еще в прошлом году, буквально через три недели после своего назначения, тогда еще врио губернатора Борис Дубровский побывал на производственной площадке компании. Дубровский – профессиональный производственник, он не мог не одобрить вертикально выстроенную структуру «Арианта»: свои корма, свое стадо, своя мясопереработка, своя сеть из 560 магазинов. Кстати, другие производители колбасы пробовали последовать примеру холдинга, просто не успели».

«И это еще одна причина, по которой мелким и средним производителям колбасы приходится повышать цену на свою продукцию, – считает эксперт в сфере ретейла Иван Демчук. – В крупных сетях вроде «Молнии» или «Пятерочки» есть торговая наценка, и она растет. Не будешь же продавать свою колбасу себе в убыток, торговая сеть давит, вот и приходится повышать цену. И здесь «Ариант» опять находится в более выигрышном положении, нежели его конкуренты, ведь агрохолдинг имеет свою сеть фирменных магазинов. Когда я в начале года услышал план «Арианта» довести число своих торговых точек до 800, я тоже смеялся – куда столько-то?! Я был неправ, стратегия вертикально интегрированного холдинга с мощной сбытовой сетью в условиях борьбы санкций и антисанкций себя оправдала».

«Создание вертикально интегрированного комплекса – единственно верное решение для развития бизнеса, – говорит губернатор Челябинской области Борис Дубровский. – Иным стоит брать пример со стремления «Арианта» стать независимой компанией».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1420
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3310
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2401
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1928

Другие новости