На фото Ерик Султанов (слева) и Виктор Назаров. Фото пресс-службы губернатора Омской области
Правительство Омской области планирует обменяться территориями с Казахстаном. Готовящийся земельный бартер должен стать частью обширной программы сотрудничества российского региона с соседним государством. Губернатор Виктор Назаров анонсировал передел земли во время встречи с акимом Северо-Казахстанской области Ериком Султановым, посетившим Омскую область с официальным визитом.
По замыслу Назарова Омской области, а следовательно, и России, должен отойти участок территории Казахстана, по которому проходит автомобильная дорога, соединяющая Омск с поселком Русская Поляна. «Сегодня идет демаркация границ, и если она будет завершена, мы уже не сможем передвигаться по этой территории, – считает глава региона. – Мы готовы отдать взамен тот же объем, с теми же природно-климатическими условиями, что и на участке Казахстана, которым мы пользуемся».
Речь идет о 10-километровом участке трассы Р-390 Омск – Русская Поляна, расположенном между населенными пунктами Милоградовка и Алабота. Уже в ближайшее время Омская область собирается обратиться в межправительственную комиссию по демаркации границ, чтобы провести обмен территориями. «Мы действительно готовы отдать Казахстану взамен точно такой же по площади, климатическим и природным условиям клочок омской земли, – рассказал источник в областном правительстве. – Но об этом предстоит договариваться на более высоком уровне. Такова реальность, что граница с Казахстаном для жителей Русской Поляны может оказаться закрытой. В советское время об этом никто не думал – страна была одна. Сейчас же нам проще произвести обмен территориями, чем строить новую объездную дорогу».
Правительство Омской области также рассчитывает возобновить работу автомобильного перехода между Россией и Казахстаном в Павлоградском районе и восстановить железнодорожную магистраль, действовавшую во времена СССР. «Восстанавливать железную дорогу мы будем с привлечением бизнеса, – уверен Виктор Назаров. – Прежде всего нам с Казахстаном необходимо взаимно развивать бизнес-сообщество, и нам еще необходимо решить ряд вопросов, с которыми мы будем выходить на уровень межправительственных соглашений».
Новая железнодорожная магистраль должна будет соединить Русскую Поляну с казахстанской станцией Кызыл Ту. Ожидается, что проект будет реализован на условиях частно-государственного партнерства. Также уже в ближайшее время будет увеличена поставка в Казахстан омской рыбы, произведенной в местном рыбоводческом хозяйстве «Бородино».
Политический эксперт Алексей Емец считает, что сотрудничество с Казахстаном станет одним из важнейших пунктов реализации программы импортозамещения: «У региона нет иного выхода, кроме как сотрудничать с соседним государством. С Китаем было бы сотрудничать эффективнее, но у Омской области нет с ним общей границы. Однако не стоит делать поспешных выводов по поводу обмена территориями. Многие могут принять это за разбазаривание казенных земель».
«Большинство ныне действующих дорог и магистралей было построено в советское время, – напоминает урбанист Борис Ибраев. – Однако какими бы хорошими ни были отношения с Казахстаном, но демаркация границ была неизбежна. Предложение по обмену территорией разумно, но вряд ли осуществимо в ближайшей перспективе».
Омск