Поезда «Аэроэкспресса» будут курсировать в Приморье еще три недели. Фото с сайта www.vl.ru
Компания ОАО «Экспресс Приморья» заменит заявившее об уходе с регионального рынка железнодорожных перевозок ООО «Аэроэкспресс». Краевые чиновники обещают, что с начала весны подпавшие под угрозу сокращений электропоезда выйдут по прежнему маршруту «Владивосток – аэропорт Кневичи». При этом с перевозчиком, которым краевая администрация намерена закрыть образовавшуюся железнодорожную брешь, у нее непростые финансовые взаимоотношения. Для приморцев, пользующихся пригородными электричками, перемены аукнутся повышением стоимости билета на 10 руб.
«Аэроэкспресс» официально объявил о прекращении работы во Владивостоке в конце января с.г. По подсчетам компании, в 2014 году убытки от ее работы в столице Приморья составили 130 млн руб., но чиновники отказались от компенсации. В компании добавили, что с 5 января с.г. для «Аэроэкспресса» была отменена скидка за пользование инфраструктурой, что также повлияло на решение о прекращении работы. Ранее перевозчик, как и другие пригородные компании, платил только 1% за пути РЖД.
В ответ администрация Приморья заявила, что «Аэроэкспресс» мог претендовать на получение субсидии из местного бюджета, «однако руководство компании не предприняло для этого никаких шагов». По словам чиновников, для компенсации убытков «Аэроэкспрессу» необходимо было подать документы в ФАС на включение его в реестр естественных монополий.
«Компания имела бы возможность установить свой тариф, при котором перевозки стали окупаемыми, согласовать его с департаментом по тарифам Приморского края. Администрация в таком случае компенсировала бы «Аэроэкспрессу» выпадающие доходы», – пояснил первый вице-губернатор Василий Усольцев. По его словам, предложение было сделано в 2014 году, но никаких действий со стороны железнодорожников не последовало.
При этом он отметил, что администрация договорилась с «Аэроэкспрессом» о работе до 28 февраля, хотя первоначально он намеревался остановить перевозки с 15 февраля.
«Аэроэкспресс», связующий город с новым аэропортом, начал работать в Приморье накануне саммита АТЭС-2012. Для запуска маршрута были специально построены пассажирские терминалы, возведена двухуровневая развязка железнодорожного путепровода над новой автотрассой, модернизирована инфраструктура и др. Стоимость проекта потянула более чем на 8 млрд руб. Маршрут стал удобен не только пассажирам, следующим в аэропорт, но и тем, кто добирался на работу из пригорода во Владивосток. В 2014 году «Аэроэкспресс» перевез 800 тыс. пассажиров.
«С 1 марта ОАО «Экспресс Приморья» начнет перевозки пассажиров по маршруту, на котором раньше работала компания «Аэроэкспресс». Маршрут останется прежним с остановками на железнодорожном вокзале Владивостока, Второй Речке, на Угольной, в Артеме и в аэропорту», – сообщила пресс-служба администрации Приморья.
Но и с ОАО «Экспресс Приморья» (49% акций принадлежит краевой администрации), которое должно, как заверяют чиновники, заменить ушедшего перевозчика, у краевых чиновников непростые финансовые взаимоотношения. Ранее «НГ» сообщала (см. номер от 18.09.14), что по итогам 2013 года долг администрации перед компанией «Экспресс Приморья» составил 1,7 млрд руб., в 2014 году, по предварительным расчетам, он вырос до 2 млрд руб.
Краевым департаментом по тарифам стоимость поездки на пригородных электричках установлена в размере 28 руб., а тариф для населения в 2014 году составлял 16 руб. Железнодорожники настаивают на его увеличении до 31 руб. Власти края свою позицию объясняли непонятностью для них схемы формирования убытков железнодорожниками. Но в самой компании с подобными заявлениями не согласны и утверждают, что готовы подтвердить расходы и представить документы для того, чтобы обосновать убытки.
Владивосток