Фото Reuters
На днях решится вопрос о символике, с которой выйдет оппозиция на марш 1 марта в городе на Неве. Сначала Партия прогресса, движение «Весна», РПР–ПАРНАС и другие объявили антикризисный марш «Весна». Коалиция «Демократический Петербург» сообщила о намерении провести антивоенный марш. В конце недели прошли переговоры двух оргкомитетов и принято решение идти одним маршем. Однако нет согласия по вопросу символики, прежде всего флагов.
В «Демократическом Петербурге» решили, что флаги на акции могут быть любые – партийные, государственные, национальные, региональные, кроме запрещенных законом. РПР–ПАРНАС и их сторонники предлагают ограничиться флагами РФ и Петербурга. В Сети развернулась дискуссия – одни считают, что организаторы не хотят видеть флаги Украины и ЕС, но это воспринимается как своего рода цензура. Условные антикризисники частично подтверждают эту версию, заявляя, что марш посвящен внутренним проблемам РФ, а чужие флаги отпугнут население. Яблочники склонны к компромиссу. Депутат Заксобрания Борис Вишневский говорит: «Мы обращаемся к властям своей страны, и логичны российские флаги. Но вряд ли можно запретить гражданам приходить с любыми знаменами». Были созданы две голосовалки – одна открыта Вишневским в блоге «Эха Москвы», другая – на ресурсах «Демократического Петербурга».
В ночь с субботы на воскресенье приникшие к компьютерам активисты забили тревогу: мол, на «Эхе» идет накрутка голосов. Если с вечера доминировала позиция «любые флаги», то затем (примерно одно и то же «НГ» об этом рассказали несколько человек из разных движений) «счетчик вдруг замелькал быстрее секундной стрелки, и мгновенно добавились 300 голосов, потом еще 100». Вишневский считает, что скорее всего была не накрутка, а активизация сторонников триколора. Вчера днем на обеих голосовалках было примерно 50 на 50, так что вопрос остается открытым.
Стороны яростно спорят. Лев Дмитриев из РПР–ПАРНАС считает противников его позиции маргиналами, которые не заботятся о конечном результате: «Я уверен, что есть вполне здравые люди, которым не все равно. Которые тоже против войны, против постоянного повышения цен на продукты в магазинах. Они тоже хотят выйти и заявить свой протест. Только не знают, как это сделать. И такого населения – процентов 20 как минимум». По мнению Дмитриева, слово «оппозиция» опорочено федеральными СМИ, а когда эти 20% увидят флаги РФ, они сразу поймут, что оппозиция – «хорошие ребята».
Его оппоненты усматривают в происходящем «руку Москвы» и персонально Бориса Немцова, Алексея Навального и Михаила Ходорковского. Позиция «любые флаги» отражена, например, в записи петербурженки Галины Грибовой: «Чем ярче, тем лучше. Мы живем в одной стране. Мы граждане. Но даже по Конституции мы имеем право быть разными. Будут искренние священники – хорошо (хоть я и атеист), будут флаги ЛГБТ – хорошо (но прошу лозунги по теме марша – антивоенные или антикризисные, иначе это пиар, при всем моем уважении к борьбе ЛГБТ за свои права), будут левые (хоть кто-то – феминистки, анархисты) – замечательно (лично я к последним дышу весьма неровно:)), будут националисты – меня это тоже не убьет (среди них неравнодушных людей хватает). Если честно, я вообще не поняла, почему этот вопрос стал проблемным».
Любопытно, что на митингах 2012 года все происходило наоборот: «Демократический Петербург» хотел выходить только под триколором, а его нынешние оппоненты придерживались позиции «все флаги в гости». В чем сходятся все – марш должен быть один, а не два. У Петербурга есть печальный опыт проведения нескольких акций в один день в разных местах из-за того, что оппозиционным лидерам помешали амбиции и неготовность к уступкам.
Санкт-Петербург