На фото рабочие в цехе Новочеркасского электровозостроительного завода. Фото пресс-службы РЖД
Наступивший год обернулся экономическими проблемами сразу для двух градообразующих предприятий Ростовской области. В частности, с начала февраля приостановил работу Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), являющийся крупнейшим российским производителем грузовых и пассажирских электровозов. Более половины из 9,5 тыс. сотрудников завода ушли в вынужденный бессрочный отпуск. Согласно Трудовому кодексу, им будет выплачиваться не менее двух третей от размера оклада.
Приостановка работы предприятия, входящего с 2004 года в группу компаний «Трансмашхолдинг», связана с отсутствием интереса со стороны основного покупателя – ОАО «РЖД», на долю которого приходилось более 90% заказов. По словам генерального директора НЭВЗ Игоря Щедрова, сейчас портфель заказов заполнен лишь на 70%. В минувшем году предприятие реализовало 592 секции электровозов, тогда как в текущем на заводе собирались произвести 334 секции. Однако и эти планы под угрозой срыва. Хотя еще в конце декабря 2014 года сообщалось о том, что НЭВЗ будет производить для РЖД самые мощные в мире грузовые электровозы «Ермак». Их планировалось эксплуатировать на Байкало-Амурской магистрали. Между тем около 80% эксплуатируемых в России электровозов (около 16 тыс. единиц) было выпущено именно на новочеркасском заводе.
В настоящее время руководство «Трансмашхолдинга» ведет переговоры с РЖД о возможности возобновления заказа. Если сторонам удастся договориться, то не исключен вариант, что полная остановка производства на НЭВЗ может быть в перспективе заменена на четырехдневную рабочую неделю.
В январе на четырехдневку уже перешел Таганрогский котлостроительный завод (ТКЗ) «Красный котельщик», являющийся одним из крупнейших предприятий энергомашиностроительной отрасли страны. Предполагается, что подобный режим работы сохранится на предприятии минимум до апреля. Решение о переводе на сокращенный режим связано со снижением спроса на выпускаемую продукцию, среди которой паровые котлы и оборудование для электростанций, уходившие в том числе в соседний Донбасс. При этом работников предупредили о сокращении заработной платы. Впрочем, к подобным трудностям сотрудникам ТКЗ не привыкать. Весной прошлого года завод уже переходил на укороченную рабочую неделю из-за снижения спроса на продукцию.
Местные СМИ пишут о трудностях, которые испытывает и другое крупное предприятие – Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева, которому отказали в поставке из Украины необходимых агрегатов для производства самолетов-амфибий.
Тем временем губернатор Ростовской области Василий Голубев поручил подготовить комплекс антикризисных мер. В сложной экономической ситуации ставка будет сделана на малый и средний бизнес. В частности, региональному Минфину поручено просчитать возможный эффект от введения налоговых либо арендных каникул для предпринимателей. Предполагается, что набор антикризисных мер будет рассмотрен на февральском заседании правительства Ростовской области.
Ростов-на-Дону