В понедельник на совещании со своим полпредом в Дальневосточном федеральном округе Юрием Трутневым президент Владимир Путин одобрил идею бесплатно выделить жителям региона – коренным и приезжим – по одному гектару дальневосточной земли. Главная цель инициативы – стимулирование притока трудовых ресурсов на Дальний Восток, а также, что не менее важно, введение в хозяйственный оборот огромных территорий, которые сейчас попросту не используются (см. «НГ» от 20.01.15).
Конечно, и это подчеркнул глава государства, еще предстоит проработать механизмы и условия выделения земли, гарантии и т.д. Естественно, данная идея уже широко обсуждается как политиками и экспертами, так и общественностью.
Заметим, что еще весной прошло года данную тему поднимал известный предприниматель и политик, основатель партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров в своем нашумевшем цикле статей о путях развития российской экономики «НЭП 2.0.» Наша газета тогда внимательно проанализировала эти публикации (см. «НГ» от 23.05.14 и 23.04.14).
В самой большой по территории стране мира 92% земельного фонда принадлежит государству, – писал тогда Михаил Прохоров. И какой же доход от этих земель? Оказывается, всего 8 млрд руб. в год! Это, полагает бизнесмен, и неудивительно, потому что половина территории даже не разграничена между уровнями власти, есть десятки федеральных министерств и госкомитетов (не говоря уже о местных структурах), но нет единого госоргана, полномочно определяющего земельную политику.
«Я предлагаю радикально реформировать земельные отношения, – говорилось в одной из статей Прохорова. – Нужно создать единую федеральную службу – назовем ее Росземресурс, которая определяла бы государственную политику в этой области на всех уровнях власти; отвечала бы за организацию геодезических и картографических работ, а также за землеустройство и кадастровый учет. Вторым федеральным органом стал бы Росреестр, оформляющий права собственности на землю и недвижимость и подчиняющийся Федеральной налоговой службе. Все остальные ведомства должны отойти от решения земельных проблем».
Задачей этих ведомств должно стать максимальное введение земельных участков в хозяйственный оборот. Земля в России должна как можно быстрее обрести собственников – а следовательно, и ценность. Следует максимально упростить процедуру приобретения земли в частную собственность.
Главное в земельной реформе, по мнению бизнесмена, возможность создать целое новое поле для инвестирования. Поэтому реформирование земельных отношений и освоение внутренних пространств страны Прохоров считает одной из первоочередных задач. И выделение гражданам земли – лишь первый шаг в решении этой задачи. Правда, Михаил Прохоров имел ввиду освоение пространств не только Дальнего Востока, но и всей страны.
«Земельная реформа должна поставить Россию на более прочное основание, – писал Прохоров. – Люди, еще оставшиеся на селе, должны увидеть новые перспективы, а уехавшие – начать если не возвращаться, но хотя бы появляться в сельских регионах. В России не должно быть белых пятен, заброшенных районов, территорий, которые мы уже привычно называем депрессивными».
«40 процентов сельхозземель на Дальнем Востоке были выведены из оборота за постсоветский период, – сказала «НГ» директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Они не дают прибыльного хозяйства. А вот если давать землю не только на Дальнем Востоке, а по всей России, как предлагает Михаил Прохоров, – об этом можно и нужно разговаривать. Земля – наш ресурс, особенно там, где почвы хорошие, а мы этот ресурс пока недостаточно используем».
Эксперт полагает, что одна из проблем Дальнего Востока – слабо развитая инфраструктура. «Вы что-то вырастили – вы куда это будете вывозить, если у вас рынков сбыта больших нет, – говорит Зубаревич. – Дороги в плохом состоянии. Второе – это наши нормы и правила игры, то есть институты. Оберут как липку, и сбыть не сможете».
Кстати, именно об этом писал в своем «НЭП 2.0» Михаил Прохоров: «Реанимировать сельское хозяйство через новую государственную политику закупок... Выкупать готовую продукцию у крестьян по заранее известным ценам и объемам и предлагать ее переработчикам по более дешевым расценкам, субсидируя производителя так же, как это делается в большинстве стран... Создать цепочку поставок продукции, которая бы максимизировала доход производителя и исключала сверхприбыли многочисленных перекупщиков».
«Какую сельхоздеятельность на одном гектаре можно вести? – прокомментировал «НГ» ситуацию вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. – Можно заложить небольшой садик и лет пять подождать, пока он вырастет. Вопрос не в самой идее, идея еще товарища Столыпина была. Но идея эта имеет право на жизнь. Земли на Дальнем Востоке много, она достаточно дешевая, конкуренция невысокая. И еще – вопрос практического исполнения. То есть вопрос целевой задачи и правоприменительной практики. Это ключевой вопрос, потому что любая замечательная идея может быть уничтожена практикой. Выделение земли на Дальнем Востоке будет одним из стимулов. Приедут люди с Северного Кавказа, где большой дефицит земли. Люди, у которых есть жилка самостоятельного хозяина. Я так понимаю, рассчитано все на таких людей. Земля войдет в оборот, если будет экономический спрос на сельхозпродукцию. Будет хороший спрос на Дальнем Востоке, будет гарантированный сбыт, будет экономический стимул – будут производить, и уговаривать не надо».