Активистки «Солдатских матерей» не желают, чтобы организация оказалась в реестре иностранных агентов. Фото с сайта www.soldiersmothers.ru
Вчера в Октябрьском районном суде Северной столицы организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» пыталась опротестовать внесение ее в реестр иностранных агентов. Заседание перенесли на 15 января, так как представитель Минюста не смог предоставить ни документа, в котором излагаются основания для включения организации в этот список, ни оригинала доверенности на право участия в судебном процессе.
«Солдатские матери Санкт-Петербурга» под руководством Эллы Поляковой – одна из старейших НКО в Питере. Она существует с начала 90-х годов и занимается правовой помощью призывникам и военнослужащим. Время от времени с подачи «Солдатских матерей» в печать попадают истории произвола в воинских частях. С момента начала украинского конфликта активисты организации пристально следят за сообщениями о российских солдатах, находящихся в Донбассе, и пытаются проверить информацию, пишут запросы в военные инстанции. В августе стало известно о том, что организация стала иностранным агентом. Как сказал «НГ» пресс-секретарь «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» Александр Передрук, «мы узнали об этом от журналистов, поскольку до сих пор неизвестно, что именно вменяется в пользу такого решения». Элла Полякова, кстати, член Совета по правам человека при президенте РФ, неоднократно объясняла, что существует НКО сейчас за счет гранта главы государства, когда-то существовавшее иностранное финансирование прекращено, как и те виды активности, которые могут быть причислены к политической деятельности.
«Мы попали в нелепую ситуацию, – говорит Элла Полякова. – Нас включили в реестр, а юридического механизма исключения из реестра не существует. Равно как и графиков отчетности. Мы представили полный отчет в городское управление, а не в Минюст. Неужели отовсюду, от Сахалина до Калининграда, нужно приезжать в столицу с отчетом? Полный абсурд, мы подали в суд на них, они на нас, и неизвестно, чем все это нелепое давление кончится. Но гражданское общество сопротивляется правовыми методами».
Действительно, существует ответ Минюста «Солдатским матерям», в котором говорится: «На сегодняшний день законодательством не предусмотрено оснований для исключения некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, из соответствующего реестра, в связи с чем у Минюста России нет правовых возможностей для разрешения данного вопроса по существу».
В Петербурге агентами оказались не только «Солдатские матери». Туда попал и фонд «Институт развития свободы информации» Ивана Павлова (его жену, американскую гражданку Дженнифер Гаспар, выдворили из РФ, аннулировав вид на жительство), и Институт региональной прессы, который обязали по суду уплатить штраф в 500 тыс. руб. за то, что он самостоятельно не объявил себя агентом. Возникли проблемы у практически прекратившей уже давно свою работу «Лиги избирательниц», председатель которой Татьяна Дорутина покинула страну, в отношении ее вдобавок начато уголовное преследование за контрафактную компьютерную программу. Татьяна Косинова, соучредитель питерского «Мемориала», констатирует некие особенности текущего момента: «С одной стороны, НКО существуют на скуднейших средствах, без ресурсов – что их там особенно давить? Ловушка с клеймом агента к тому же такая: если признаешь себя таковым, становишься опальным, и те же зарубежные фонды начинают очень осторожно относиться к помощи таким НКО». Косинова замечает, что в отличие от 2013 года, когда шквал проверок НКО вызывал такой же шквал резонансных публикаций в СМИ и Интернете, сейчас многие организации даже не сообщают о проверках, считая, что особого интереса у прессы все равно не будет. Однако общественная деятельница видит и некоторые позитивные моменты: «Недавний прием у питерского омбудсмена Александра Шишлова, где были и представители закона, и правозащитники, уже привел если не к диалогу, то к некоторому выходу из окопов, что подтверждается отводом особо нелепых требований к тем же «Солдатским матерям».
Санкт-Петербург