Один из крупнейших негосударственных пенсионных фондов (НПФ) России, владеющий более 60% ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», допустил неисправимые стратегические ошибки, которые привели к дефолту третьего в России авиаперевозчика и несут прямую угрозу пассажирам авиакомпании и пенсионерам НПФ «Сургутнефтегаз».
Знаковым событием, вызвавшим беспокойство, стал произошедший 20 ноября 2014 года технический дефолт, объявленный «ЮТэйр-финанс» по двум облигационным займам на сумму около 2,7 млрд руб., поручителем по которым выступала также ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр».
Кроме этого, по данным сайта картотеки арбитражных дел, в 2014 году к ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» было предъявлено исков о взыскании задолженности на сумму более миллиарда рублей, а также у авиакомпании существует двухмесячная задолженность по заработной плате перед сотрудниками и неисполненные обязательства перед основными поставщиками услуг и банками на сумму более 7 млрд руб., что только подтверждает несостоятельность авиакомпании.
НПФ «Сургутнефтегаз» участвовал не только в разработке и утверждении стратегии развития ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», но и в оценке экономической эффективности и одобрении всех инвестиционных проектов, двое из семи членов наблюдательного совета авиакомпании – представители ОАО «Сургутнефтегаз», один – представитель НПФ «Сургутнефтегаз».
Общий годовой объем выручки ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» по проектам, связанным с компанией «Сургутнефтегаз», составляет более 5 млрд руб.
30 июня 2014 года на годовом общем собрании акционеров ОАО «Авиакомпании «ЮТэйр» было принято решение об увеличении уставного капитала авиакомпании путем дополнительной эмиссии акций, что должно было увеличить капитализацию авиакомпании на 13,8 млрд руб. Однако увеличения уставного капитала до настоящего времени не произошло, что окончательно лишило авиакомпанию платежеспособности.
Общая долговая нагрузка ГК «ЮТэйр» по состоянию на декабрь 2014 года составляет более 130 млрд руб. В число крупнейших кредиторов ГК «ЮТэйр» входят такие банки, как Сбербанк, «Россия», Альфа-банк, Ханты-Мансийский банк. Начиная с 27 октября 2014 года «ЮТэйр» допускает систематические нарушения исполнения обязательств перед банками и лизинговыми компаниями по кредитам, аккредитивам, лизинговым платежам. Гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов конкретных выходов из кризисной ситуации не называет.
На фоне усугубившегося финансового положения ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» продолжает отвлекать средства на реализацию нецелевых задач. Так, недавно авиаперевозчик привлек ЗАО «Райффайзенбанк» в качестве консультанта по комплексной реструктуризации долгового портфеля ГК «ЮТэйр». Насколько успешно и целесообразно может быть привлечение дорогостоящих консультантов в столь обострившейся ситуации, возможно, станет понятно уже до конца 2014 года, когда авиакомпания – не исключено – объявит себя банкротом. И тысячи пассажиров не смогут улететь на новогодние праздники.
ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» является уникальным и в некоторых регионах РФ единственным оператором около 30 социально значимых маршрутов и направлений. Создается впечатление, что в столь тяжелый для авиаперевозчика период акционеры и бенефициары ГК «ЮТэйр» остаются безучастными к судьбе авиакомпании, несмотря на то что разрабатывали, согласовывали и утверждали стратегию развития авиакомпании и программу ее капитализации.