Вчера судебная коллегия Ленинградского областного суда рассматривала иск против Санкт-Петербургского городского суда по длящемуся уже около года «аммиачному делу». Требование иска – обеспечение безопасного для здоровья рабочего места в новом здании горсуда. Суть в том, что в ряде помещений суда запредельная концентрация ядовитого аммиака. В иске отказано, предстоят апелляция и новые жалобы вплоть до Европейского суда по правам человека.
История началась в 2012 году, когда здание приняли в эксплуатацию. По некоторым данным, уже тогда застройщиком были выявлены нарушения по предельно допустимым концентрациям (ПДК) аммиака в воздухе. Но торжественное открытие новой цитадели Фемиды состоялось: присутствовали президент, премьер, руководители высших судов. А потом сотрудники горсуда стали жаловаться на плохое самочувствие. И наконец, в августе 2013 года ведущий специалист суда Кирилл Витченко подал в Московский районный суд (здание находится в Московском районе города) исковое заявление об индивидуальном трудовом споре. Он потребовал провести исследование на ПДК по аммиаку всего комплекса помещений здания горсуда, а также немедленно прекратить использование помещений, где превышение ПДК по аммиаку было установлено ранее.
Райсуд отказал Витченко. Пройдя ряд инстанций, Кирилл Витченко обратился в Верховный суд. Тот передал разрешение вопроса о принятии искового заявления в неподконтрольный Санкт-Петербургскому городскому суду Ленинградский областной суд. Летом этого года дело оказалось в Выборгском горсуде Ленобласти. Судья этого суда Геннадий Смирнов заявителю отказал. Апелляция пошла в облсуд, и вот вчера главный суд одного субъекта РФ разбирал дело в отношении главного суда другого субъекта РФ.
Все это время Витченко и его защита добивались проведения независимых экспертиз по состоянию воздуха. Роспотребнадзор утверждал, что превышение ПДК в два–четыре раза пройдет само после регулярного проветривания помещений. Представитель Витченко юрист и правозащитник Динар Идрисов рассказал «НГ»: «Нам не показывали даже экспертиз, которые были проведены. А на теперешнем заседании мне, как представителю заявителя, даже не разрешили вести видеосъемку. Останавливаться мы не будем, нельзя травить людей на рабочих местах».
Впрочем, как сообщают в горсуде, стоит работникам пожаловаться на аммиачный запах – их переселяют в другие кабинеты. Что касается «объектов» правосудия – истцов и ответчиков, чьи жалобы рассматриваются в горсуде, особо надышаться чем бы то ни было они, как правило, не успевают – как показывает опыт, дела рассматриваются быстро, редко длятся больше часа.
Санкт-Петербург