Кировский мост в Самаре строился с 2007 года. Фото Игоря Казановского
К чемпионату мира по футболу – 2018, отборочные игры которого пройдут и в Самаре, власти Самарской области хотят кардинально улучшить состояние дорог в регионе. Во всех видах дорожных работ в губернии теперь будет использоваться на дорогах с высокой интенсивностью движения только щебеночно-мастичный асфальтобетон, а качество укладываемого дорожного покрытия теперь контролируют особенно тщательно. Притом что уже открыто движение по крайне важному для региона Кировскому мосту, в регионе намечено сразу несколько важных дорожных проектов: моста через Волгу в районе Климовки, магистрали «Центральная» в Самаре, а в 2015 году начнется строительство Фрунзенского моста.
В Самарской области более 24 тыс. км дорог, которые связывают регион с южными субъектами РФ, Казахстаном и другими государствами Средней Азии. По одной из крупнейших федеральных трасс М5 «Урал», проходящей по территории губернии, перевозятся сотни тысяч тонн грузов в Сибирь и из Европы на Урал. На заседании президиума Госсовета в Новосибирске в начале октября обсуждалось, как сделать так, чтобы объемы средств, выделяемых на дорожное строительство, в том числе и в Самарской области, не падали, а, наоборот, увеличивались в нынешней непростой финансовой ситуации. На совещании было высказано предложение добавить 1 руб. на все виды ГСМ, которое поддержал губернатор Самарской области Николай Меркушкин. «Эта мера позволит добавить еще около 100 млрд руб. на строительство дорог, которые будут переданы напрямую регионам. Эти деньги позволят в более усиленном режиме двигаться в решении проблем российских дорог», – считает глава губернии.
Фонды для дорожного удвоения
Тема наполнения дорожного фонда и привлечения дополнительных ресурсов для выполнения поставленной президентом задачи удвоения объемов дорожного строительства к 2022 году чрезвычайно злободневна сегодня. «Из-за снижения акцизных сборов на бензин 5-го класса многие субъекты не дотянули до прогнозных объемов фондов. Самарская область потеряла на этом около 1,5 млрд руб. «Дорожные фонды не растут, а уменьшаются», – заявил Николай Меркушкин, отмечая, что это препятствует привлечению бизнес-структур к строительству дорог. «К примеру, у Самарской области есть соглашение с Газпромбанком по строительству нескольких крупных дорожных объектов в рамках государственно-частного партнерства. Но когда наши дорожные фонды уменьшаются, такое сотрудничество ставится под угрозу. Ведь у наших партнеров возникают вопросы: как мы будем выплачивать им деньги, если их становится все меньше?» – рассказал глава области. Притом что наполняемость дорожного фонда служит определяющим фактором при строительстве дорог на условиях ГЧП. Для Самарской области это особенно актуально при строительстве магистрали «Центральная» и моста через Волгу в районе Климовки.
Президент Владимир Путин поручил взять на контроль еще один вопрос, поднятый Николаем Меркушкиным, – о более активном участии собственников сетей в модернизации коммуникаций при ремонте городских дорог. «При переустройстве городских дорог до 20% стоимости работ составляет модернизация сетей ЖКХ и газовых сетей, – отметил губернатор. – Есть собственники, которым практически бесплатно достались сети 70-летней давности. За свой счет они не хотят проводить их реконструкцию и ждут, когда власти начнут ремонтировать дороги и будут обязаны переложить и сети». Такая ситуация приводит к нерациональному использованию региональных дорожных фондов, заявил губернатор, предложив рассмотреть возможность механизма компенсации собственником сетей средств, затраченных на переустройство и модернизацию сетей в ходе дорожного строительства.
Надо отметить, что активная позиция Меркушкина позволила Самарской области добиться привлечения серьезных финансов федерального бюджета на ремонт дорог федерального значения. За три года объем средств, направляемых на эти цели, увеличился в семь раз – почти до 9 млрд руб. В результате до конца 2014 года будет отремонтирована большая часть дороги М5 «Урал», в том числе участки, связывающие Сызрань и Тольятти, Тольятти и Самару. Всеми видами работ в регионе охвачено 154 км федеральных дорог. При этом все их планируется привести в нормативное состояние до 2018 года.
Шоссе нового качества
Нужно отметить, что регион активно готовится к большим дорожным стройкам. Количество асфальтобетонных заводов в Самарской области увеличилось в несколько раз. У всех подрядных организаций уже есть по два-три своих завода, которые снабжают дорожников качественными материалами. За уровнем их качества тщательно следят. Например, при строительстве участка дороги М5 перед Тольятти ведется операционный контроль входящих материалов – щебня, битума, минерального порошка, асфальтобетона, всех адгезионных добавок. Контроль осуществляет заказчик – «Большая Волга», на каждом объекте работают ее кураторы. Есть и строительный контроль, который организует отдельная организация, выигравшая конкурс на этот подряд. Специалисты ежедневно отслеживают ширину и глубину укладываемого покрытия, например делают керны. Ход работ контролирует и ГИБДД. «В зоне ответственности ГИБДД Ставропольского района находится участок трассы М5-Урал с 977 по 996-й км. До начала дорожных работ здесь было 15 очагов концентрации ДТП, – рассказал журналистам старший госинспектор дорожного надзора ГИБДД Ставропольского района Станислав Митрофанов. – Трасса остро нуждалась в ремонте. Дорожное покрытие здесь имело целый ряд дефектов: колейность, выбоины, просадки. Как следствие – аварийность на дороге была повышенной. Совместно с заказчиком мы регулярно проводим инспекцию и ежедневно осуществляем контроль за обеспечением безопасности движения в местах проведения работ».
Ремонт высшей категории (к примеру, трассы Самара–Тольятти) предполагает укладку трех слоев – двух крупнозернистых и верхнего слоя покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона. На каждые виды работ устанавливается своя гарантия. На покрытие она составляет 5 лет, на нижние слои – 8 лет, на общее обустройство дороги – до 11 лет, на нанесенную разметку – 9 месяцев. До конца 2014 года по таким стандартам планируется завершить строительство 20 км дорог, отремонтировать и реконструировать 166 км автодорог местного значения, отремонтировать 136 дворовых территорий и 228 проездов к ним.
В течение года велись проектные работы по реконструкции подъездной дороги к аэропорту «Курумоч», основного въезда в Самару – Московского шоссе, улицы Ташкентской, проспекта Карла Маркса от Обводной дороги города Самары до проспекта Кирова. Строительно-монтажные работы по реконструкции объектов чемпионата – Московского шоссе и подъезда к аэропорту – дороги «Волжский – аэропорт «Курумоч» – начнутся в 2015 году. По другим объектам сейчас ведется работа по привлечению средств федерального бюджета. Также рассматриваются варианты государственно-частного партнерства.
Необходимо отметить, что на Московском шоссе от проспекта Кирова до улицы Мичурина частично уже проведен ремонт: в 2014 году уложен нижний слой из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси. В 2015 году будет устроен верхний слой, а также проведено благоустройство прилегающей территории, произведен ремонт тротуаров, установлены новые опоры освещения. В 2015 году ремонт ждет и другую основную магистраль города – улицу Ново-Садовую.
Прямая дорога мундиалю
Целый комплекс дорожных объектов Самарская область откроет к чемпионату мира по футболу 2018 года. Уже отремонтирована и полностью соответствующая современным требованиям магистраль Самара–Тольятти, которая хоть сейчас готова принимать гостей мундиаля. Открыт Кировский мост, который позволяет принимать транспорт из южной части РФ. Скоро начнется строительство Фрунзенского моста. При использовании механизма государственно-частного партнерства начнется строительство важнейшей для Самары магистрали «Центральная», которое было запланировано еще в послевоенные годы. В Самаре капитально ремонтируется главная городская магистраль – Московское шоссе, будет ремонтироваться Ново-Садовая улица. Реконструкция с изменением категорий дорог идет по всем направлениям, в том числе к границе Казахстана. Всего по области в 2014 году на ремонт и строительство дорожной сети было направлено средств в 2,5 раза больше, чем в 2012 году.