Организаторы Марша против ненависти не намерены менять традиционный маршрут. Фото с сайта www.ombudsmanspb.ru
Организаторы 10-го по счету петербургского Марша против ненависти заявляют, что если городская власть откажется согласовывать их мероприятие 2 ноября, оно будет проведено без согласования, но с соблюдением всех норм российского законодательства. «Демократический Петербург» и другие городские движения после отказа Смольного утвердить заявку по двум вариантам маршрута подали новую и больше не намерены отступать от своих планов.
История Марша против ненависти характерна как иллюстрация общественной жизни Петербурга в течение последнего десятилетия. Марш проводится в память Николая Гиренко, ученого-этнолога, депутата последнего Ленсовета, эксперта по межэтническим отношениям. В 2004 году он был застрелен представителями неонацистских групп. 30 октября 2004 года, в день рождения Николая Михайловича, был проведен первый марш.
Тогда со страниц газет не сходили сообщения об убийствах студентов-иностранцев: африканцев, вьетнамцев, арабов. Становились жертвами и представители малочисленных народов России: нанайцы, якуты. Начались убийства гастарбайтеров из СНГ. Николай Гиренко, ученый-африканист по специализации, занялся проблемой межэтнической ненависти еще раньше: в конце 1980-х – начале 1990-х в городе были активны группы антисемитского и прогитлеровского толка. Один за другим шли суды по распространению нацистской литературы, начиная с «Майн кампф». Гиренко участвовал в процессах как эксперт.
Постепенно противники ученого стали переключаться с евреев на другие национальные группы. Тогда демократической общественности казалось, что для стабилизации обстановки в городе достаточно принять и заставить работать специальный закон, и Николай Михайлович стал разработчиком первого методического пособия для прокуратуры по работе со статьей 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).
Первый марш был многотысячным. Затем наметилось противостояние двух акций, почти совпадающих по времени: Марша Гиренко и Русского марша, считавшихся антифашистским и фашистским. Но конфигурации общественных настроений менялись. Многие представители демократического лагеря отошли от марша, поскольку пришли к выводу, что 282-я статья используется властью как средство борьбы с инакомыслящими. Некоторые перестали жестко конфликтовать с Русским маршем, поскольку, по их мнению, нельзя закрывать глаза на реальные проблемы нелегальной миграции.
Однажды на Марш Гиренко пришли ратовать за толерантность «Молодая гвардия «Единой России» и депутат Заксобрания Виталий Милонов. Но потом на повестку дня вышла тема преследования ЛГБТ-активистов, и последние марши отличались большим количеством радужных знамен. Нынешняя акция объявлена как протест против ненависти на государственном уровне против других государств и народов, пропаганды войны. Питерские нацболы заявили, что акция проводится в «поддержку киевской хунты», а власти не разрешили пройти традиционным путем на Васильевский остров, где работал Николай Гиренко. Нельзя провести акцию и рядом с его институтом на площади Сахарова: здесь по закону митинги запрещены.
Член оргкомитета Льва Дмитриева из РПР–ПАРНАС сказал «НГ»: «Мы не будем нарушать традицию. Марш – память о Гиренко, и мы пойдем по Васильевскому. Хватит идти на поводу у Смольного. А нацболы пусть говорят, что хотят, – они вместе со своим лидером как раз разжигают ненависть». А Татьяна Дорутина из Лиги избирательниц пояснила: «Митинг проводить мы не будем, раз на Сахарова нельзя. Но сделаем круг рядом».Санкт-Петербург