0
1892
Газета Регионы России Интернет-версия

23.10.2014 00:01:00

Московские школы должны открыть талант в каждом

Тэги: образование, многопрофильная школа, москва


образование, многопрофильная школа, москва Современная техника позволит давать школьникам знания, которые им пригодятся в жизни. Фото РИА Новости

Процесс создания больших многопрофильных школ вызывает подчас неоднозначную реакцию в педагогическом сообществе. Несогласные даже идут на акции протеста – учителя опасаются, что в результате слияния произойдет распад устоявшегося коллектива. Но главное, переживают за качество образования: к примеру, считается, что школе для одаренных детей при объединении с более «слабым» учреждением придется понижать планку преподавания. А может быть, наоборот, это позволит подтягивать отстающих до более высокого уровня? В результате дети смогут получать качественное образование не в отдельных элитарных заведениях, а в любой школе шаговой доступности. Именно на это нацелена нынешняя образовательная политика в столице, считают эксперты.

Атмосфера учебы

«Последние несколько лет идет упор на то, чтобы каждый московский ребенок мог получить возможность для развития своего таланта, каждая школа могла реализовывать программы, направленные на раскрытие способностей учеников, – считает директор Центра педагогического мастерства Департамента образования Москвы Иван Ященко. – Раньше была своя стратегия для отбора талантливых детей – у них была возможность проявить себя, например, на олимпиаде, перейти в одну из ведущих школ города. Эта схема успешно работала, но на узкой группе учеников. Сейчас, не отрицая эту схему, город дает более широкие возможности каждой школе. Раньше ребята переходили в классическую школу не потому, что хотели углубленно учить математику или физику. А просто потому, что там была атмосфера учебы, а в школе в их микрорайоне зачастую вообще не шел образовательный процесс. И вот это главное, что сейчас меняется в городе. Обычные школы получают мощную финансовую поддержку, это дает возможность менять образовательную атмосферу. Конечно, не мгновенно. Но эти процессы мы наблюдаем в школах, которые объединились одними из первых, два-три года назад».

Это признают даже руководители тех школ, которые отказались участвовать в пилотном объединении. С 2011 года в московском образовании был взят курс на выравнивание образовательных возможностей, начался процесс выравнивания финансирования. Выравнивание не означает уравниловку, как опасаются некоторые педагоги. «Образовательные центры дают больше возможностей ученикам. Они занимают достойные места в рейтингах, – продолжает Иван Ященко. – Если, к примеру, число призеров олимпиад вырастает с двух до восьми, через год до 12, потом до 22 – это не просто результат суммирования из-за того, что учеников стало больше, налицо повышение качества образования. Конечно, улучшение происходит после достаточно серьезной проработки, когда коллективы школ объединяют усилия. Например, 57-я школа объединилась одной из первых, к ней были присоединены очень слабые школы, в итоге наметились рост качества образования и расширение специализаций: раньше не было возможности открыть биологический профиль, сейчас он есть».

Поддержка от вузов

Противники процессов объединения считают, что опасно «сливать» слишком разные группы учеников – к примеру, одаренных школьников с трудными подростками. «Но если мы будем объединять подобное с подобным, теряется смысл, – возражает Ященко. – Как раз важно, что трудные подростки получают возможность работать с хорошими учителями, начинают видеть цели, перспективы. Среди трудных детей тоже хватает талантливых ребят. Мы любим сравнивать с западным опытом, а там, если кто-то попытается оттолкнуть трудного ребенка, ученика с проблемами здоровья, это вызовет очень негативную реакцию. К примеру, Нью-Йоркский университет ведет программы подготовки ребят в наиболее неблагополучных районах. Кстати, в нынешней ситуации нам также очень помогают вузы».

К примеру, в этом году стартовал пилотный проект под патронажем мехмата МГУ. Преподаватели и студенты факультета организуют бесплатные допзанятия по своему профилю в самых отдаленных школах Москвы. «В разных формах этим проектом сейчас охвачено около 20 школ, – рассказывает доцент механико-математического факультета МГУ, куратор проекта Александр Бегунец. – Где-то мы организуем математические кружки с нуля, проводим стартовые занятия с привлечением специалистов самого высокого уровня, и курс лекций, семинаров наш сотрудник потом проводит до конца года. Где-то школа подхватывает это своими силами, где-то оживляется работа уже действующих кружков. В прошлом году мы апробировали проект в ближайших школах в районе станции метро «Университет». Сейчас выезжаем в самые дальние учреждения в Бутове, в Новой Москве. Для некоторых районов довольно сложно найти людей, которые согласятся туда ездить на постоянной основе. Но мы стараемся, тем более в школах к этому есть большой интерес. Если школа далеко, это не значит, что там нет одаренных ребят. Просто с ними надо систематически заниматься».

Чтобы настроить на такую работу учителей, при Центре педагогического мастерства открылись практико-ориентированные курсы. Их цель – научить педагога выявлять и развивать талант каждого школьника. «Это бесплатные он-лайн-курсы с возможностью очных семинаров, куда уже записались около 25 тыс. столичных учителей, – рассказывает Иван Ященко. – Методики рассчитаны и на организацию дополнительных занятий, подготовку к олимпиадам. В целом каждый учитель получает материалы, практические инструменты по развитию таланта ребенка». Ведь талант в той или иной сфере есть у каждого ребенка, и для того чтобы его раскрыть, просто нужно создать условия.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
265
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
796
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
565
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
291

Другие новости