Фото пресс-службы Московского метрополитена
Правительство планирует подтолкнуть госкомпании к импортозамещению. Минпромторг РФ предложил полный запрет на закупку импортной продукции, имеющей аналоги в России, для организаций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%. Это касается продукции металлургии, тяжелого машиностроения и автомобильной техники. В самих госкомпаниях инициативу правительства по импортозамещению в основном поддержали – российские ГК, НИИ и ФГУПы не должны кормить зарубежные компании и чужие экономики. Тем более что отечественные производители готовы заместить широкую номенклатуру импортных товаров.
Представителям государства в cоветах директоров госкомпаний будет рекомендовано пересмотреть корпоративное положение о госзакупках. В условиях экономических санкций, отмечают эксперты, было бы логичным поддерживать отечественного производителя, ограничив участие западных фирм в тендерах. Следующим шагом целесообразно рассмотреть расширение этой практики и введение прямого запрета на закупки импортной продукции.
Однако сегодня в РФ проводится множество различных конкурсов, в которых наряду с российскими компаниями участвуют и зарубежные. Так, на днях «Мосметро» объявило международный конкурс на поставку 768 вагонов нового поколения. По словам главы столичного метрополитена Дмитрия Пегова, 70% деталей модернизированных составов будут произведены в России. На тендер откликнулись не только российские компании, но и Siemens, Alstom, Hyundai Rotem, Skoda и СП – Bombardier-Уралвагонзавод и CAF-Cинара. Сумма контракта составит 133 млрд руб. на 30 лет.
В прошлом году Петербургский метрополитен впервые в истории «запустил» в подземку эскалаторы немецкой компании ThyssenKrupp Elevator. Европейцы должны были поставить 16 подъемников различных типов для «Спортивной-2» (стоимость контракта равнялась 16 млн евро). Однако длинные эскалаторы из Германии не прижились в метро Северной столицы из-за неудобства их ремонта. ГУП «Петербургский метрополитен» признал неудачным опыт использования немецких эскалаторов, но эксплуатировать пришлось именно иностранное оборудование, на которое к тому времени было потрачено 400 млн руб.
Кроме того, летом 2013 года ThyssenKrupp Elevator впервые изготовила 15 эскалаторов и для Московского метрополитена (станции «Парк Победы» и «Деловой Центр»), выиграв конкурс, объявленный генподрядчиком ОАО «Мосинжпроект». Заявки первоначально подавали украинские предприятия – Крюковский вагоностроительный завод и ООО «Инструментальный завод», питерская компания «Эскомстроймонтаж-сервис», московские ОАО «ТрансМашГрупп» и ООО «Подъемно-транспортные комплексы и системы». Но победу признали за немецким производителем.
Кстати, эскалаторное хозяйство в России богатое, и интерес бизнеса к «нише» метроподъемников понятен: на станциях санкт-петербургского метро сейчас эксплуатируется 251 эскалатор, московского – порядка 700. Метрополитен в столице, например, строится такими темпами, что конкурсы на поставку и ремонт подъемников становятся «лакомым куском» производителей не только с российской пропиской. Их теснят зарубежные коллеги – тот же ThyssenKrupp Elevator AG, Otis, Kone и Schindler, Крюковский вагоностроительный завод. Стоимость одного эскалатора начинается от 60 млн руб., так что конкуренция в отрасли довольно жесткая.
Если руководство страны озадачилось запретом на покупку автомобилей иностранного производства для госкомпаний и чиновников, вполне логично распространить политику импортозамещения и на другую продукцию, которая производится отечественными компаниями. И не кормить иностранных рабочих, не пополнять госказну соседних, нередко недружественных, стран. В условиях действующих западных санкций это позволит России не зависеть от политической конъюнктуры, а значит, и зарубежных производителей. Тем более страна имеет достаточно предприятий, чья продукция не только соответствует современным международным стандартам, но и в части надежности даже превосходит аналоги.