Поток шопинг-туристов, отправляющихся в Польшу, заметно увеличился. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Польские пограничники обратили внимание на тот факт, что во второй половине года число калининградцев, пересекающих российско-польскую границу, резко выросло. Как отметил пресс-секретарь Ольштынской таможенной палаты Рышард Худы, если в начале 2013 года на россиян приходилось не более четверти от общего числа лиц, совершающих трансграничные поездки, то к началу нынешнего октября они составили уже более половины всего потока.
В период максимального обострения ситуации в Украине в конце лета этого года как на польской, так и на российской стороне высказывались предположения об отмене льготного режима пересечения границы в режиме малого приграничного передвижения (МПП). При этом в Польше данное предложение трактовалось в качестве одной из санкций, а в Калининградской области подавалось как угроза налаженным за последнюю четверть века контактам. При этом власти и население Варминьско-Мазурского воеводства в штыки восприняли такие дискуссии. Для региона, являющегося рекордсменом по уровню безработицы в стране, калининградские шопинг-туристы стали важным подспорьем для поддержания экономики.
После введения льгот, позволяющих калининградцам и полякам посещать соседей по многоразовым пропускам, в польском приграничье магазины и рестораны перешли со среднеевропейского на калининградское время, чтобы было удобнее «дорогим гостям». Последние только за восемь месяцев этого года закупили в Польше товаров как минимум на 3 млрд руб. По мнению владельцев магазинов по ту сторону границы, средний калининградец за одну поездку оставляет в кассах польских магазинов 500 злотых (6 тыс. руб.).
В итоге Варшава решила не испытывать терпение населения Варминско-Мазурского воеводства и заявила, что режим МПП и санкции не имеют ничего общего. Достаточно быстро были изжиты и страхи, которые нагнетали СМИ по поводу роста враждебности к соседям в связи с украинским кризисом. «С точки зрения количества мы не обнаруживаем падения, – отметил генконсул РФ в Гданьске Александр Карачевцев. – Небольшой спад был вызван периодом летних отпусков. Кто-то предпочел Майорку Калининграду, а теперь вот поехали. Второй момент связан с информационным полем. И в России, и в Польше шло много информации по украинским событиям, и это насторожило граждан. Однако люди, приехав с обеих сторон границы, убедились, что ничего не изменилось. И сейчас небольшой спад восстановлен полностью. Таким образом, люди сами определяют, каково реальное положение вещей». Коллегу поддержал и генконсул Польши в Калининграде Марчин Носаль: «Мы выдали около 250 тыс. разрешений. Таким образом, их получило более четверти жителей Калининградской области. И важно, что этими разрешениями пользуются. По статистическим данным, которые ведутся пограничными службами, более 50% пересечений происходит по карточкам МПП. Это важный инструмент, который активно применяется».
За девять месяцев 2014 года по разрешениям МПП российско-польскую границу пересекло более 3,5 млн человек. Это приблизительно сопоставимо с количеством пересечений по итогам всего 2013 года. При этом за два года действия режима малого приграничного передвижения зафиксировано только 80 нарушений (превышение сроков пребывания, выезд за пределы зоны действия льготных пропусков). Это мизерный показатель для многомиллионного потока.
За два года действия МПП изменилось и соотношение поляков и россиян, отправляющихся друг к другу за покупками. Практически в каждой калининградской машине таможенники видят мясные изделия, овощи и фрукты. Поляки проявляют значительную лояльность в отношении шопинг-туристов, обращая внимание только на явные нарушения санитарных норм. Зато на российской границе идет активная борьба с теми, кто пытается превысить разрешенную норму в 5 кг продовольствия из находящейся под действием эмбарго Польши. Обычно за уик-энд изымается не менее тонны польского мяса и продуктов из него. Последствия этого процесса ощущают на себе и калининградские ретейлеры. По словам директора торгового дома «Семья» Олега Пономарева, за последние два месяца величина среднего чека упала минимум на 5%.
Поляки обычно закупают в российской Прибалтике топливо, особенно дизельное, а также сигареты. По оценкам экспертов, работа частным «бензовозом» приносит в месяц доход около 2 тыс. злотых (24 тыс. руб.), что сопоставимо со средней зарплатой в Варминско-Мазурском воеводстве. На сей раз уже стражи российской стороны границы демонстрируют лояльность в отношении польских «бензовозов», так как законы РФ они не нарушают. Борьба с топливной контрабандой полностью лежит на плечах польских таможенников.
Калининград