Владимир Миклушевский в очередной раз напугал предпринимателей края. Фото с сайта www.miklushevskiy.ru
Глава Приморья Владимир Миклушевский хочет запретить бункеровку судов в море. Ранее он выступал с инициативой поднять вывозные пошлины на морепродукты. От подобных заявлений, полагают эксперты, приморский бизнес периодически лихорадит. Представители региональной Ассоциации бункеровщиков уже готовят письма полпреду президента в ДФО Юрию Трутневу и в правительство с просьбой умерить пыл губернатора, делающего заявления скорее федерального, чем регионального уровня.
Поводом для очередного громкого заявления Владимира Миклушевского стал инцидент, произошедший в минувшую субботу в акватории бухты Круглая Хасанского района, где было обнаружено нефтяное пятно площадью 30 тыс. кв. м. «Это уже второй случай разлива нефтепродуктов в Хасанском районе за последние несколько месяцев. Я уже направил письмо министру транспорта России с предложением запретить бункеровку в море», – процитировала губернатора пресс-служба краевой администрации. По мнению главы региона, «такого рода действия приносят больше экологического и экономического вреда, чем пользы».
В последнем инциденте заподозрили группу компаний «Транзит-ДВ». Между тем в ее пресс-службе заявили, что загрязнение акватории не связано с морскими бункеровками: разлив случился из-за прорыва шланга при перекачке льяльных вод. «Льяльные воды предполагалось сдать на специализированное судно, – говорится в сообщении. – Сразу же после прорыва шланга перекачка была остановлена». По данным компании, вытекло 830 л технических вод, однако за борт выплеснулось лишь 40 л, а площадь пятна составила 50 на 100 м. Для ликвидации разлива была задействована аварийно-спасательная служба компании.
Приморские эксперты полагают, что главе региона надо не запрещать бункеровку в море, а делать ее контролируемой. «Бункеровочный бизнес очень емкий, составляет по объему не менее половины бюджета края. Привлекательность региона сейчас вызвана небольшой ценой на топливо для бункеровки, и суда, идущие из Канады, Америки, Юго-Восточной Азии, заходят сюда для заправки, – сказал «НГ» член президиума регионального отделения «Опоры России» Виталий Гуменюк. – От запрета пострадает не только этот сектор бизнеса, но и инфраструктура портов».
По мнению Гуменюка, пока бизнес замер в ожидании дальнейших шагов главы региона, дабы оценить серьезность его слов о запрете морских бункеровок: «Это будет очень непопулярный шаг губернатора. Запрещать в то время, когда бизнес и без того переживает непростые времена, – это самый простой, но не самый эффективный метод». По его словам, ассоциация намерена направить письма с призывом вникнуть в ситуацию дальневосточному полпреду и в правительство.
«Бункеровка судов – это привлекательный рынок, остановить его нельзя. Мы отмечаем, что все больше крупных танкеров заходит в акваторию для бункеровки», – отметил директор Института защиты моря и освоения шельфа МГУ им. Невельского Сергей Монинец. При этом эксперт считает, что региональной власти стоит обратить внимание на более важную проблему – при существующей в крае системе сбора и утилизации бортовых вод загрязненные нефтепродуктами воды и дальше могут отравлять Японское море. К тому же еще первый инцидент в Хасанском районе, произошедший в июле этого года (см. «НГ» от 20.08.14), указал на более важные упущения: единой организации системы реагирования в чрезвычайных ситуациях в Приморье нет. Есть «лишь разрозненные рефлекторные действия» служб.
Примечательно, что ранее губернатор Приморья сделал не менее резонансное заявление, предложив главе государства ввести заградительные пошлины на экспорт водных биоресурсов. Президент Владимир Путин, в свою очередь, охладил инновационный пыл чиновника – российский берег не готов к рыбному потоку (см. «НГ» от 22.09.14).
Политолог Виктор Бурлаков напомнил, что Миклушевский шел на выборы губернатора в отсутствие конкурентов, а потому и без четкой программы действий и взвешенной оценки ситуации, из чего и вытекают последние спорные заявления.
Владивосток