Коренные народы Ленобласти отметили свой традиционный праздник. Фото Ирины Поляковой
В Ленинградской области в прошедшие выходные прошли несколько праздников коренных народов территории. Эта земля когда-то была заселена финно-угорскими и славянскими племенами. В последние годы именно в начале октября на площадях и в библиотеках жители области знакомятся с историей и бытом тех, кто населял эту землю издревле – ижора, водь, вепсы, ингерманландские финны, потомки древних новгородцев и те, кто приехал при Петре на строительство верфей и заводов.
4 октября в православной традиции и 5 октября в западнохристианской – именины скандинавской принцессы Ингегерды, жены Ярослава Мудрого, в крещении Ирины, в постриге св. Анны Новгородской (ее усыпальница находится в Софийском соборе в Новгороде). Почитать ее повелел новгородский архиепископ Евфимий II. Потом традицию вспомнили финские народы. Ингерманландские финны считают 5 октября Днем Ингрии. В этот день поздравляют всех Ирин, Ингрид, Инг и Инкери.
В субботу торжества проходили в Усть-Луге, где можно было знакомиться с ижорскими кулинарными, музыкальными, фольклорными традициями. Выставка национальных костюмов была в Ломоносове. В области из года в год проходят спортивные состязания: например, народная финская забава «Метание сапога». В Пудости Гатчинского района открыли выставку и показали фольклорный кукольный спектакль на русском и водском языках. Что касается Питера, то тема там пока распространена только в его пригородах – в библиотеках Стрельны и Петергофа продолжается прием работ на конкурс «Пейзажи Ингрии». Будут оцениваться лучшие фото, рисунок, стихотворение по теме истории и культуры земли. Конкурс проходит в рамках программы «Толерантность», которую уже привыкли считать связанной исключительно с мигрантами из Средней Азии.
Как ни странно, обнаруживаются любопытные связи. Краевед Константин Ульяночкин, редактор двуязычного журнала «Соседи» (Uutiset) сказал «НГ»: «География праздника расширяется из года в год. Люди узнают много нового. Вот сейчас много спорят о ритуальном убийстве баранов у мусульман. А мало кто знает, что у ижор был день Анастасии, когда тоже резали баранов, и считалось, что жертвенная кровь даст земле плодородие. Другое дело, что ритуалы людей, живущих землей и на земле, органичны в традиционных условиях и шокируют, когда они оказываются частью чего-то чуждого в большом городе».
Праздники стали стартом для «Мобильной школы коренных народов Ленинградской области» и «Детского мобильного фольклорного фестиваля» – совместного проекта Центра коренных народов и областной власти. Как сообщает пресс-служба правительства Ленобласти, до конца октября по всем муниципальным образованиям региона проедут мобильные выставки «Национальный мир Ленинградской области» и «Конфессиональный мир Ленинградской области».
Пастор Скворицкого прихода Павел Крылов не считает, что древнее название «Ингрия» происходит от Ингегерды: «Как кандидат исторических наук я полагаю, что это красивая легенда. Однако из церковных именин день становится объединяющим праздником для всех здесь живущих, независимо от веры и этнической принадлежности, и это очень позитивно».
Санкт-Петербург