На строительство «Золотого моста» потратили более чем 20 миллиардов рублей. Фото Reuters
Контрольно-счетная палата (КСП) Приморья проанализировала расходование бюджетных средств, выделенных на строительство моста через бухту Золотой Рог, возводимого к саммиту стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 2012 года. Ревизоры выявили завышение начальной максимальной цены на 889 млн руб. Необоснованное завышение объемов и стоимости работ нанесло государству ущерб в 301 млн руб. Генподрядчик строительства – ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ЗАО «ТМК») – не согласен с выводами аудиторов.
Строить «Золотой мост», как его теперь называют горожане, решено было к форуму АТЭС, прошедшему в сентябре 2012 года на острове Русском. Возводился мост по федеральной и краевой программам: на 57,5% финансировался за счет российского бюджета и на 42,5% – за счет краевого. Заказчиком выступил Департамент дорожного хозяйства краевой администрации.
«Золотой мост» протяженностью в 1388 м, соединивший центр Владивостока и мыс Чуркин, был открыт для транспорта в середине августа 2012 года. В связке с работающим переходом на остров Русский сооружения составили единую артерию, по которой можно было доехать, минуя город, от аэропорта до места проведения форума – Дальневосточного федерального университета. Генподрядчиком стало приморское ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания». После завершения работ гендиректор компании Виктор Гребнев стал депутатом краевого парламента.
Любопытно, что накануне открытия моста и подъездной трассы к нему краевое управление ГИБДД распространило пресс-релиз о неготовности транспортной инфраструктуры.
Вводился мост в эксплуатацию в два этапа: первый – к августу 2012 года, второй – к маю 2014 года. Стоимость строительства в ценах 2007 года составляла 16 млрд руб., однако к моменту сдачи мост подорожал до 20,8 млрд руб. Как выяснили ревизоры КСП, сметная стоимость объекта в первый раз увеличилась в 2013 году – до 17,1 млрд руб. Основанием послужил отчет КГУП «Приморский РЦЦС», которое при этом не было аккредитовано на право проведения экспертизы проектной документации.
«В процессе изучения документации о выполненных работах выявлены систематические нарушения подрядчиком установленного в госконтракте порядка ценообразования, а также факты завышения объемов работ, приемки работ, не включенных в откорректированный проект, то есть не подтвержденных проектировщиком», – говорится в отчете КСП.
В документе поясняется, что «применялся усредненный индекс изменения стоимости в размере 5,12, а не дифференцированные индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен: на СМР – 5,09, оборудование – 2,48, прочие работы и затраты – 6,05».
В результате допущенных нарушений необоснованная оплата в рамках госконтракта составила, по оценке КСП, более 301 млн руб.
В частности, проверка документов по авторскому надзору за январь–август 2010 года выявила неподтвержденные и необоснованные расходы на 679 тыс. руб. При исполнении госконтракта от 2 августа 2012 года на геодезическое сопровождение департаментом приняты и оплачены услуги, не предусмотренные госконтрактом, на сумму около 3 млн руб. Еще 18,8 млн руб. чиновники заплатили ЗАО «Институт Гипростроймост (Санкт-Петербург) за корректировку проектной документации для получения положительного заключения госэкспертизы. Документа госэкспертизы до сих пор нет, а деньги ЗАО получило.
Аудиторы делают вывод о том, что Департаментом дорожного хозяйства администрации Приморья «полномочия по обеспечению результативности и эффективности использования бюджетных средств осуществлялись не на должном уровне, что повлекло завышение начальной максимальной цены госзаказа».
В ЗАО «ТМК» с претензиями ревизоров не согласны. Здесь утверждают, что работы велись согласно проектным документам. Ранее компания через Арбитражный суд отсудила у администрации Приморья 276 млн руб. основного долга по госконтракту на строительство моста.
На заседании бюджетного комитета Заксобрания Приморья депутаты планировали рассмотреть выводы КСП, но вопрос был исключен из повестки. Как пояснил глава КСП Дмитрий Виноградов, сейчас идет переписка между ревизионным ведомством и ЗАО «ТМК», не согласным с выводами.
Еще при строительстве «Золотой мост» оброс скандалами и судебными исками. Сначала от торгов отказались иностранные компании, посчитавшие, что за 41 месяц такой мост не построить. Заказ отдали мостостроительной компании, которая никогда не возводила подобные объекты. Затем субподрядчик – ОАО «Дальмостострой» – приложил к мосту судебный иск почти на 800 млн руб. за проведенные, но неоплаченные работы.
Кадры горящего моста через бухту Золотой Рог в декабре 2011 года показали все мировые телеканалы (см. «НГ» от 14.12.11). Виновным был признан газосварщик, нарушивший правила безопасности. Ущерб от пожара оценивался в 68 млн руб., но его виновник отделался штрафом в 50 тыс. руб. Из-за необходимости ликвидации последствий возгорания сдача моста переносилась несколько раз.
Именно на «Золотом мосту» устами приморского предпринимателя во время эфира с Владимиром Путиным была вручена черная метка экс-губернатору Приморья Сергею Дарькину, а спустя два месяца он ушел в отставку.
В 2013 году проверка другого объекта, возводимого к саммиту АТЭС, закончилась уголовным разбирательством. Счетная палата России нашла злоупотребления при строительстве полигона твердых бытовых отходов. ООО «Востокстройсервис» при рекультивации полигона укладывало более дешевую георешетку, чем была предусмотрена проектной документацией. Ущерб составил 319 млн руб. Руководитель ООО Олег Дроздов сейчас обвиняется в мошенничестве (см. «НГ» от 13.12.13).
Владивосток