Фото Reuters
С марта 2014 года украинские политики и журналисты предрекали Крыму великие бедствия. Так, Дмитрий Корчинский, лидер партии «Братство», изрек: «Крым будет или украинским, или безлюдным». Прогноз не сбылся. Крым стал «ультрароссийским».
Я был в Ялте, Алупке и Севастополе первые 10 дней мая и боялся, что всеобщее ликование русскоязычного населения после референдума пойдет на убыль. Но, проведя в Крыму конец августа и первые 10 дней сентября, убедился, что энтузиазм населения не уменьшился. На частных домах, окнах квартир, автомобилях и автобусах – везде российские триколоры. Случайно оказавшись (там посторонним быть не положено) на кордоне лесника в Крымском природном заповеднике, я и над его домом увидел два триколора.
Все лотки завалены футболками с портретами Путина. Есть, правда, и c портретами Обамы, но американцам они явно не понравятся… Как в мае, так и в сентябре в разговорах таксистов, бабулек на рынке, пассажиров автобусов и т.д. сквозит неприязнь к украинским властям. Так было и в 2000 году, а сейчас эта неприязнь только усилилась.
Поначалу жителей Крыма в основном раздражала украинизация полуострова, а также развал экономики автономии, проводимый властями Киева. Но начиная с 2000 года Крым стали осваивать «донецкие». Захват земель, зданий и предприятий «донецкими» усилился с приходом к власти Януковича. «Донецкие» стали усиленно внедряться во властные структуры полуострова.
Летом 2014 года в Крыму отдыхающих стало, конечно, поменьше, но все равно пляжи были забиты. Видел сам и фотографировал. На мой взгляд, грядет иное переполнение – уже в ближайшее время ожидается массовый наплыв на полуостров новых жителей. Не отдыхающих, а просто желающих иметь квартиры в Ялте, Севастополе и иных приморских городах Крыма.
Севастопольцы откровенно возмущаются планами превращения города во «вторую Москву». Ни для кого не секрет, что большинство законно или незаконно разбогатевших граждан РФ считают хорошим тоном иметь квартиру в Москве. Ну а после референдума инвесторы буквально рванули в Крым строить многоквартирные дома для подобной публики.
Вспомним историю. В феврале 1945 года после Ялтинской конференции Черчилль и Рузвельт сказали: «Для восстановления вашего города (речь о Севастополе. – «НГ») понадобится 50 лет, и это возможно в том случае, если мы вам поможем: без нашей помощи вам не обойтись». Черчилль выразил свое сомнение Сталину, удастся ли восстановить Севастополь, и не лучше ли и не проще было бы вообще отстроить его на новом месте. Сталин четко ответил британскому премьеру: «Севастополь будет возрожден как русский город!»
Ряд советских архитекторов предложили создать новый город. Для этого требовалось не только снести развалины, но и срезать ряд возвышенностей, чтобы на их месте построить большие ровные проспекты, улицы, кварталы домов, скверы и т.д. Однако Сталин воспрепятствовал подобным планам и решил восстанавливать город таким, каким он был до войны.
Однако при Януковиче в городе-герое началось возведение высотных зданий в 16 и более этажей. А сейчас одна из строительных компаний уже приступила к освоению земельного участка площадью в 8 гектаров рядом с Парком Победы и будет строить здесь 30-этажные небоскребы.
Один из российских политиков заявил, что в Севастополе должно проживать не менее миллиона граждан (сейчас 350 тыс.). Между тем водоснабжение города оставляет желать лучшего. За 10 дней сентября два раза по вечерам во всем городе отключалась электроэнергия. В исторической части Севастополя уже давно введено одностороннее движение. Но это не спасает от многочисленных пробок. Строительство эстакад и всяческих развязок в большей части города физически невозможно. Пляжи переполнены, их санитарное состояние неудовлетворительное.
Жители города, да и всего Крыма выражают недовольство, что земли Крыма вместо «донецких» стали захватывать «питерские». Одна из партий даже требует возвращения Севастополю статуса закрытого города, как было до 1990 года. В столице Черноморского флота безработица.
Киев и Донецк не заботились об инфраструктуре полуострова, а лишь доили из него деньги. И вот сейчас в Крыму функционирует один (!) аэропорт, принимающий в день более 90 самолетов. Хотя на полуострове имеется свыше дюжины эксплуатируемых военными или заброшенных с 1991 года аэродромов с длинными бетонными покрытиями.
По суше Крым связан с Россией только Керченской переправой, где стоят многокилометровые автомобильные очереди. Да и построенное при царе Горохе шоссе Симферополь–Керчь стоит в пробках. Раз в неделю в Севастополь приходит из Стамбула маленький теплоход «Адриана», и этим ограничиваются его морские связи с внешним миром.
Нам обещали через четыре года построить мост через Керченский пролив. А как выполняются сроки строительства мостов у нас с 1991 года, все прекрасно знают. Напомню, что немцы в 1942–1944 годах оперативно построили через Керченский пролив подвесную канатную дорогу, а затем временный железнодорожный мост.
Не пора ли в Кремле понять, что Крым – это общероссийский курорт, а не место спекуляций недвижимостью? Надо строить комфортные дома отдыха и санатории для россиян среднего класса, а в первую очередь заняться инфраструктурой – электростанциями, дорогами, портами и судоходством, аэродромами и т.п. Пора восстанавливать промышленные предприятия Крыма. Например, Севморзавод, который был ограблен Порошенко, оставившим цеха с голыми стенами. И только потом, после гласных расчетов и исследований возможностей полуострова, начать выдавать квоты на строительство домов для переселенцев из континентальной России.
Ситуацию в Крыму я бы сравнил с событиями вокруг Новорижского шоссе в Подмосковье. Когда его построили, автомобилисты ехали по пустой трассе и после Красногорска видели лишь бескрайние леса и поля. Сейчас там на многие километры по обе стороны дороги город – десятки тысяч больших каменных домов. Захотят ли русскоязычные крымчане, чтобы все побережье полуострова стало большой «Новой Ригой»?
Севастополь–Москва