Вчера еще сложно было сказать, когда будут объявлены итоги голосования в 107 муниципальных округах Петербурга. Более того, точных цифр не могли назвать не только политические партии, но в отдельных случаях и члены избиркомов. Известно лишь, что победила «Единая Россия» и, кажется, прошло в муниципалитеты около 30 человек от оппозиции (всего мандатов почти полторы тысячи).
Так, председатель избирательной комиссии муниципального образования (ИКМО) поселок Лисий Нос Максим Бударкин и через сутки не смог получить информации по итогам, поскольку члены УИК (участковой избирательной комиссии, одновременно занимавшейся выборами губернатора) после голосования куда-то уехали, забрав с собой все протоколы. Бударкин дал телеграммы в горизбирком и ЦИК, но ответа не получил. Ему вообще пришлось сложно – в день голосования его даже не хотели пускать на участок.
Много часов длился пересчет в округе Морские Ворота, где вместе со своей командой бился за мандат лидер местной РПР–ПАРНАС Андрей Пивоваров. Между ним и победой было четыре голоса, но чуда не произошло. Правда, в том же округе все-таки стали депутатами оппозиционеры Даниил Кен и Сергей Винниченко, самовыдвиженцы.
Загадочная история произошла в Екатерингофском, где не удалось остаться в депутатах одному из лидеров молодежного движения «Весна» Александру Шуршеву. То, что именно в этом округе состоялась впечатляющая схватка с участием журналисток, депутата Заксобрания Ольги Галкиной, полиции и председателя УИК № 60 Оксаны Рухлядко, назвавшей противниц суками за то, что они требовали копии протоколов, никого особенно не удивило. Удивило другое: на смену прежнему единоросскому большинству пришел совершенно новый депутатский состав – самовыдвиженцы, которых прежде в округе никто не знал и не видел. В ряде округов ожесточенные сражения происходили между самими единороссами.
Анализируя поражение (так, от «Яблока» не прошел ни один кандидат, и лишились полномочий депутаты-яблочники прежнего созыва), оппозиция указывает на разницу результатов на досрочном голосовании (доходившем до 25%) и в воскресенье. Если по досрочке практически 100% голосов отдано в пользу команды-победителя (необязательно под партийным лейблом ЕР, ее символики вообще не было видно в ходе агитации), то картина 14 сентября более пестрая, и без досрочки на ряде участков оппозиция оказалась бы проходной. Политолог Юрий Светов, впрочем, считает, что напрасно оппозиция пеняет – она вполне могла бы и сама воспользоваться ресурсом досрочки. С ним дискутируют: мол, хороша была бы оппозиция, если бы она арендовала автобусы для подвоза стариков к участкам и подкупала их продуктовыми наборами и угощением в виде пирожков.
Что будет дальше? Александра Крыленкова (общественная организация «Наблюдатели Петербурга») полагает, что у ряда кандидатов есть шансы на победу в суде, кроме того, на некоторых участках удалось аннулировать результаты досрочки с явными признаками фальсификации. Но в целом, по ее мнению, ситуация хуже, чем в 2011 году: «Тогда мы четко видели нарушения. И видели общую картину. Сейчас еще до дня голосования сделано было все, чтобы эта картина не была видна. Потерянные документы, полная неразбериха». Глава питерских яблочников Андрей Палевич в суды не очень верит, ссылаясь на опыт того же 2011 года: «Тогда была масса зафиксированных нарушений, но суды ни к чему не привели. Но наша партия примет заявление. Факт, что совершено грандиозное преступление с тысячами соучастников».
Впрочем, за исключением участников процесса, горожане не впадают ни в депрессию, ни в эйфорию. Муниципальные страсти настолько же малозаметны в городской жизни, насколько малоактуальна деятельность муниципалитетов в жизни горожан. Любые мало-мальски важные городские вопросы решаются как минимум на уровне двух с лишним десятков городских районов. Однако шлейф судов потянется. Кроме того, поданы десятки заявлений в Следственный комитет по действиям некоторых избиркомов, подпадающим, по мнению заявителей, под статьи УК РФ.
Санкт-Петербург