Подмосковье само обеспечивает себя продуктами. Фото PhotoXPress.ru
Одной из новых злободневных тем являются санкции в отношении ряда стран – поставщиков сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. О том, как запреты на импорт овощей, фруктов, мяса и молочной продукции отразятся на прилавках магазинов, корреспондент «НГ» Савелий ВЕЖИН поговорил с министром потребительского рынка и услуг Московской области Владимиром ПОСАЖЕННИКОВЫМ.
– Владимир Владимирович, первый и самый главный вопрос: как же мы без европейского мяса, прибалтийской молочной продукции и французских сыров проживем?
– Сейчас главное не паниковать, а понять – ничего страшного не произошло. Сложившаяся ситуация состоит из двух вопросов. Каков объем чистого импорта? У Московской области на сегодняшний день одна из самых благоприятных ситуаций. Чистого импорта, то есть продукции, произведенной за рубежом и ввезенной в Россию, в подмосковных торговых сетях не более 15–20%. На наших подмосковных прилавках гораздо больше так называемого российского импорта – продукции, произведенной на территории региона, но под иностранными брендами. Де-факто такие товары тоже являются импортными – это и корма для животных, и различные снэки, шоколадные батончики, кондитерские изделия и так далее. Отдельной статистики по данному показателю никто не ведет, но думаю, что он был бы не менее 50%.
Как и чем мы будем замещать импортные поставки, попавшие под запрет? Часть импортных поставок будет переключена на новых поставщиков. Речь идет о странах Латинской Америки, Азии. Рассматривается сельхозпродукция Турции. Мы живем в условиях глобального рынка, который всегда реагирует на спрос и предложение. Наглядный пример – россияне с весны не едят европейского мяса. Его нет на нашем рынке уже практически полгода. Кто-то из потребителей заметил, что покупает хорошее и качественное мясо, произведенное не в Европе, а в Уругвае? Ни по качеству, ни по цене серьезных расхождений нет. А значит, никакой разницы в том, кто нам поставляет данный продукт.
– Беспокоит другое – очень мало времени на то, чтобы переформатировать импортные потоки, найти новых поставщиков, оформить заказы, отправить в Россию продукцию.
– И снова не соглашусь с вами. Импортозамещением мы озаботились вовремя – именно сейчас, в августе. У нас до периода, когда закончится собственная сельхозпродукция, есть два-три месяца. За такой срок можно отобрать новых поставщиков, сделать заказы и отправить поставки в Россию.
– Что выиграет от сегодняшней ситуации Подмосковье?
– С точки зрения продуктовой безопасности Московская область – самодостаточный регион. Наш агропромышленный комплекс способен прокормить не только жителей области, но и столицу. Подмосковье может полностью обеспечивать себя хлебом и другими зерновыми культурами. На 70% мы обеспечиваем розницу мясом птицы, на 60% – свининой, на 50% – молоком и куриными яйцами. При благоприятных погодных условиях наши хозяйства покрывают на 80% потребность в картофеле и на 87% – в овощах (морковь, капуста, свекла).
Тему продуктовой безопасности мы начали прорабатывать еще весной. Провели ряд встреч с производителями, фермерами и торговыми сетями. На сегодняшний день есть абсолютное понимание ситуации. Розничные сети готовы работать с областными производителями, фермерами и сельхозпроизводителями. У нас есть долгосрочная и краткосрочная программы по развитию данных взаимоотношений. Есть планы по формированию новой системы логистики и доставки небольших партий.
Все сегодняшние санкции – это ренессанс для нашего российского производителя. Главное – не упустить момент. Поэтому мы сейчас совместно с депутатами Мособлдумы работаем над законодательной инициативой по квотированию отечественной продукции в торговых сетях и приоритету сезонной сельскохозяйственной продукции. По итогам совместной работы не только с законодателями, но и с самими розничными сетями к осенней сессии поправки в 381-й Федеральный закон «О торговле» будут готовы, и тогда Подмосковье выступит с законодательной инициативой о квотировании отечественных производителей в торговых сетях на федеральном уровне.
– В чем основная суть квотирования?
– Розничные сети должны в обязательном порядке не менее 10% своего ассортимента формировать за счет местного производителя. Вторая новация – в период сезонных овощей и фруктов приоритет должен быть опять же у местных сельских и фермерских хозяйств. Квота – это работа на будущее, на мотивацию фермеров и сельских производителей. Мы даем фермеру гарантию сбыта, а значит – делаем его более привлекательным с точки зрения кредитования, инвестиций.