Рустэм Хамитов уверен, что саммит в Уфе пройдет на высоком уровне. Фото с официального сайта президента Башкирии
Две недели назад в Бразилии завершился 6-й саммит стран БРИКС, следующим местом проведения делового форума станет столица Башкортостана Уфа. О том, как проходит подготовка к этому мероприятию международного масштаба, а также о развитии экономики региона в целом корреспонденту «НГ» Савелию ВЕЖИНУ рассказал глава республики Рустэм ХАМИТОВ.
– Рустэм Закиевич, в июле следующего года Уфа станет центром мировой политики. Что вы ждете от саммита БРИКС и как его проведение отразится на экономике республики?
– Мы преследуем несколько целей. Первая – повышение узнаваемости республики и ее столицы. Принимать саммит престижно. Вторая цель – привлечение деловых кругов к сотрудничеству. Мы хотим расширить наши межрегиональные связи, пригласить глав регионов из стран – участниц саммита и представителей бизнеса. Надеемся, что республиканский бизнес получит дополнительные возможности для открытия рабочих мест, для создания новых предприятий, для получения новых каналов поставки товаров, для продажи наших товаров. Третья цель – укрепление культурных связей. В целом города, которые принимают саммиты, всегда получают импульс к развитию. Я сам был совсем недавно на саммите БРИКС в бразильском городе Форталеза, был впервые, и он мне очень понравился. А не было бы саммита – никогда, возможно, о нем бы и не узнал.
– Есть какие-то предварительные договоренности со странами-участницами о возможностях экономического сотрудничества?
– В последнее время мы очень активно развиваем отношения с Китаем, подписан ряд соглашений, и в скором времени мы ждем от китайской стороны строительства ряда крупных предприятий в Башкортостане. Также развиваются отношения с Индией, где заключены соглашения с рядом штатов, и Бразилией. Бразильцы уже наладили в нашем небольшом городе Нефтекамске производство автобусов Marcopolo. Активно развивается сотрудничество со странами – членами ШОС, саммит этой организации также пройдет в Уфе. Очень позитивно развиваются отношения с Казахстаном в рамках нефтяных проектов, интересные предложения мы получаем в рамках сотрудничества с Таджикистаном и Узбекистаном. Развитие связей – это планомерно движущийся масштабный процесс и, безусловно, позитивный.
– Можно сказать, что сегодняшняя напряженная ситуация со странами Западной Европы и Америкой скажется в пользу развития этих связей?
– Это так, но и ранее у нас были предпосылки для активной работы с Азией и Востоком, странами Таможенного союза. Возможно, эти страны не столь развиты и богаты, за исключением разве что Китая, Южной Кореи и Сингапура, но с ними легче находить общий язык, меньше снобизма. Все-таки и в нас течет восточная кровь. Но Азия и Восток для нас – всего лишь помощники, а не спасители. Моя точка зрения, что наше будущее должно строиться на собственных силах и ресурсах, и поэтому надеяться нужно только на себя.
– Как город готовится к саммиту и велики ли расходы на его проведение?
– Мы изначально действовали разумно, не задирали планку в организации форума и не планировали строительство новых объектов. Проведя анализ, убедились в том, что достаточно будет модернизировать имеющиеся объекты.
Строится лишь несколько отелей, но на средства частных инвесторов, мы только способствовали ускоренному получению для них всей разрешительной документации. Бюрократические процедуры, занимавшие раньше год-полтора, они прошли за месяц. Стройки развернулись, к концу года будет готово два отеля, к марту – еще три-четыре. Этого будет достаточно для приема гостей. Город у нас симпатичный, нам есть что показать.
Расходы бюджета в целом на проведение мероприятия будут небольшие, часть расходов – в частности, перепланировка места проведения саммита – Конгресс-холла – была запланирована ранее. К 1 мая 2015 года у нас будет 100-процентная готовность к проведению саммита.
– Существует сейчас проблема привлечения иностранных инвестиций в регион?
– В прошлом году мы вошли в десятку регионов по объему привлечения инвестиций. Однако иностранные инвестиции не имеют решающего значения для экономики региона. Инвестиции нужны внутренние, российские. Тем более сейчас, в условиях санкций, наступивших и приближающихся, нужно рассчитывать только на внутренние ресурсы.
И наша первоочередная задача – не строительство новых заводов и предприятий, а реконструкция и модернизация того, что есть. Предприятия и инфраструктура должны стать современными, конкурентоспособными, это необходимо для импортозамещения, в котором мы все заинтересованы. В России достаточно много компаний, которые имеют ресурсы. Конечно, республика сотрудничает с иностранными инвесторами, у нас работают австрийские предприятия, планируется создание совместных с французами проектов, но еще раз подчеркну – нужна работа по привлечению внутреннего инвестора. Республиканское правительство ведет диалог с крупным и средним бизнесом, представленным в регионе, и определенная отдача уже есть – модернизируется Салаватский нефтехимический комплекс, большие планы по расширению производства строит «Башнефть». Но в целом процесс движется не так активно, как хотелось бы. Мы, власть, лишены возможности участвовать в стратегическом планировании и развитии предприятий. Наша сфера обязанностей – это поддержка ЖКХ и социальной сферы, а вот на то, что реально может развивать территории, мы повлиять никак не можем. Хотя в целом республика промышленно развита хорошо и, кроме того, является крупным аграрным регионом России – мы в пятерке крупнейших производителей агропродукции в Российской Федерации.
– Какие основные направления социальной политики сейчас реализуются в республике?
– С одной стороны, Башкортостан – экономически развитый регион, однако ряд наших городов еще во многом не приспособлен для комфортной жизни. Поэтому ведется строительство жилья, дорог, парков и скверов не только на селе, но и в больших городах. Ремонтируется аварийное жилье, строятся детские учреждения – еще три года назад очередь в детские сады насчитывала 60 тысяч человек, сейчас она сократилась до 14 тысяч Формируются новые рабочие места. В общем, работа, образование, жилье – в рамках этих направлений мы сейчас и трудимся. Не все получается и не все зависит от нас. Региональные власти лишены свободы выбора той или иной модели социальной политики, мы связаны различными регламентами по рукам и ногам, хотя все территории разные и нужны разные подходы к их развитию. Например, достаточно болезненный момент – это оптимизация школ. Башкортостан – большая по территории республика, а федеральные власти порой требуют закрытия школ в отдаленных и малонаселенных районах. Мы пока боремся, потому что закрытие школ создаст определенные неудобства для людей.