В качестве кандидатов в депутаты Мосгордумы (МГД) VI созыва, которые состоятся 14 сентября, зарегистрированы 273 горожанина. На одно место в городском парламенте станет претендовать в среднем шесть человек. От их личных качеств и подготовленности будет зависеть качество стартующей в ближайшие дни предвыборной кампании. «НГ» оценила уровень использования кандидатами главного козыря современного политика – социальных медиа.
Использование социальных медиа – наиболее простой и дешевый способ повышения узнаваемости и формирования личного рейтинга политиков. Правильная работа в Сети требует грамотной организации, настоящей открытости и участия самих кандидатов. При этом возможности партийной агитации благодаря Интернету становятся фактически безграничными. Ведь традиционные СМИ могут устанавливать барьеры для кандидатов, уделять одним больше внимания, другим меньше, на что часть политиков регулярно жалуется после выборов, утверждая, что была «отлучена» от эфира.
Хотя в Москве сформирован запрос на новые лица в политике и принято считать, что оппозиционные политики активнее осваивают интернет-пространство, по присутствию в социальных медиа лидируют все же выдвиженцы в МГД от «Единой России». Хотя бы один активный аккаунт (Facebook, Twitter, Живой Журнал, ВКонтакте), обновляемый несколько раз в неделю, есть у 83% кандидатов от «Единой России» и поддержанных ею самовыдвиженцев. На втором месте по этому показателю оказались кандидаты «Яблока» – 70% выдвиженцев партии активно пользуются возможностями социальных медиа. Не намного отстают и представители «Справедливой России» – у них 29 аккаунтов, среди которых 66% активных. А вот аутсайдерами по присутствию в социальных медиа стали кандидаты от ЛДПР и КПРФ. Только 40% из них постоянно пользуются социальными сетями для привлечения к своим идеям интернет-пользователей.
Максимальный охват аудитории свойственен также выдвиженцам «Единой России». Совокупное число подписчиков в трех группах аккаунтов у всех кандидатов партии – более 154 тыс. Второе место по этому показателю с большим отрывом от ЕР занимает «Гражданская платформа» (ГП) с 26 тыс. подписчиков, на третьем месте «Яблоко» примерно с 18 тыс. подписчиков. Аутсайдерами по максимальному охвату аудитории являются ЛДПР и «Справедливая Россия», число подписчиков у которых варьируется от 8 до 13 тыс. человек. То есть, по сути, выдвиженцы от партий пока упускают возможность привлечения нового электората через социальные сети.
При этом в среднем на кандидата больше всего подписчиков оказалось все же у «Гражданской платформы» – примерно 8700. Партия власти отстала в этом показателе ненамного – у нее примерно 6500 подписчиков, на третьей позиции по этому показателю с большим отрывом от лидеров оказались коммунисты с примерно 800 подписчиками.
Нужно отметить, что в целом кандидаты, использующие социальные медиа, в большей степени ориентируются на одну и ту же площадку – Twitter. Этот мессенджер позволяет кандидатам освещать ход избирательной кампании и реагировать на происходящие события в режиме реального времени. Именно на Twitter приходится от 70 до 99% всех фолловеров кандидатов. У кандидатов «Единой России» более 135 тыс. фолловеров – то есть каждая новость политиков этой партии будет сразу же известна именно такому числу пользователей. На втором месте по этому показателю – ГП, у кандидатов которой 26 тыс. фолловеров, на третьем – «Яблоко» с 16 тыс. Надо сказать, что ЛДПР, уступающая конкурентам по многим позициям рейтинга, активно участвует в практике использования преимуществ площадок Живого Журнала и «ВКонтакте» – там у партии примерно 5500 подписчиков. Тем не менее ЕР впереди и в этом сегменте – у 43 кандидатов партии более 6500 подписчиков, на третьем месте эсэры с 2000 пользователей.
Эксперты отмечают, что игнорирование социальных медиа в современных условиях делает агитационную кампанию партий незаметной для наиболее продвинутых пользователей, использующих Интернет для получения информации. Это может не только стоить политикам голосов избирателей, но и делегитимизировать поддержку кандидата в глазах целого пласта избирателей, так и не охваченного агитацией недостаточно активных в Интернете кандидатов.
«В Москве агитаторам очень трудно ходить по домам и квартирам – часть людей не прописана по месту жительства, часть не открывает двери. При этом Москва очень интернетизирована – люди активно пользуются смартфонами, планшетами, и потому получается, что большая часть избирательной кампании будет проходить в Интернете, – отмечает политолог, профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев. – У кого будет преимущество в Сети, в соцсетях, за тем останется победа в офлайне. На предыдущих выборах оппозиция уже доказала важность использования соцсетей в агитации. Но «Единая Россия» учла уроки агитационных кампаний прошлых лет, ее политика по отношению к соцсетям изменена, и можно предположить, что партия закрепит лидерство в этой сфере».
Присутствие партийных кандидатов в Мосгордуму в социальных медиа | ||||||||
Партия | Всего кандидатов | Активные аккаунты | Доля активных аккаунтов, % | Количество подписчиков всего | Количество подписчиков в среднем на кандидата | Количество подписчиков Facebook | Количество подписчиков Twitter | Количество подписчиков ВКонтакте/ Живой Журнал |
ЕР и поддержанные партией самовыдвиженцы |
43 |
34 |
83 |
154 559 |
6440 |
12 524 |
135 523 |
6512 |
КПРФ | 45 | 18 | 40 | 15 323 | 851 | 1796 | 13 027 | 500 |
ЛДПР | 45 | 18 | 40 | 8392 | 466 | 78 | 2808 | 5506 |
СР | 44 | 29 | 66 | 13 742 | 474 | 1762 | 9860 | 2120 |
«Яблоко» | 44 | 31 | 70 | 18 319 | 591 | 1516 | 16 266 | 537 |
ГП | 6 | 3 | 50 | 26 228 | 8743 | 228 | 26 000 | – |