Оксана Дмитриева недовольна действиями избирательных комиссий. Фото с сайта www.dmitrieva.org
Массовая потасовка, ложное сообщение о заминировании, очереди из фальшивых кандидатов в депутаты, исчезновение в разгаре рабочего дня избиркомовцев в полном составе и, наконец, ретировавшийся из прямого эфира городского телеканала председатель горизбиркома – это далеко не все региональные особенности питерской кампании по выборам муниципальных советов.
В 11 из 14 округов, где закончилась регистрация, сдать документы не смог никто из кандидатов, не относящихся к партии власти. Вчера яблочники и другие кандидаты пикетировали Смольный, но к ним чиновники не вышли. По ситуации с выборами сделали совместное осуждающее действия власти заявление депутат Госдумы Оксана Дмитриева и лидер местного «Яблока» Андрей Палевич.
«Опытные образцы» муниципальных избирательных ноу-хау испытаны еще в 2009-м. Тогда в округе Полюстрово не дали зарегистрироваться самовыдвиженцам и кандидатам от КПРФ: они принесли документы до начала рабочего дня, однако в комиссию уже стояла очередь из пожилых женщин, заявивших, что они кандидаты в депутаты. Эта очередь за день и не сдвинулась, а в суде выяснилось, что участковый избирком в тот день не регистрировал никого. Эта история была донесена до главы Центризбиркома РФ Владимира Чурова, находившегося тогда в Петербурге. Но результата это не дало, как и последовавшие судебные иски.
Сейчас создание очередей из множества «кандидатов» поставлено на поток. Но вместо старушек они комплектуются молодыми людьми крепкого телосложения – как было в Шувалове-Озерках, где в итоге произошла драка и пришлось звать полицию. Там же на следующий день помещение комиссии было якобы заминировано, а когда взрывчатки не обнаружили, члены комиссии уже ушли. В Коломягах вместе с другими кандидатами не смогла сдать документы олимпийская чемпионка по вольной борьбе Наталья Воробьева, которая громко удивлялась столь странному самоуправлению. При этом некоторые опасные округа, от которых ждали сюрпризов, в этот раз оказались мирными, а те, от кого проблем не ждали, удивили.
Активистка Республиканской партии России – Партии народной свободы (РПР–ПАРНАС) Евгения Литвинова сказала «НГ»: «Мы на «спокойный округ» направили очень интеллигентного кандидата – а у него документов не приняли. Да еще обвинили в хулиганстве и брани». В судах лежат заявления на избирком округа Светлановский – от Марины Киселевой (РПР–ПАРНАС), ее однопартийца Даниила Кена и яблочника Дениса Поливина, которые не смогли попасть в комиссию (на Кена даже замахивались огнетушителем). Сходные истории у кандидатов от «Гражданской платформы», «Справедливой России», «Яблока» и КПРФ, а также самовыдвиженцев в разных точках города. В «Пулковском меридиане» кое-кому удалось сдать документы лишь после приезда Оксаны Дмитриевой.
Кандидат по Екатерингофскому округу Алексей Минаков пишет в соцсетях: «Получить бумажку о регистрации кандидатом – непросто. Даже в отсутствие откровенного беспредела есть множество вполне законных маразмов…» К примеру, продолжает Минаков, – оплата подписных листов: «Если вам надо изготовить всего восемь листов, как было у нас, понятно, что вы их печатаете на принтере дома. Но нет, мы все положили по 50 руб. на счет, потом отправили по безналу в типографию – так требует закон. Копеечный перевод сопровождается чудовищным количеством писанины». При этом немногие успели, открыв счет и оформив финансовые отчеты, попасть назад в комиссию: многих ждал замок на двери. К тому же открыть эти счета можно лишь в одном отделении Сбербанка на район (районы же в Петербурге по площади равны среднему российскому областному центру).
Когда местное ТВ снимало сюжет обо всех этих страстях, оно договорилось с главой городского избиркома Алексеем Пучниным о комментарии в прямом эфире. Пучнин стоял около Мариинского дворца и слушал через наушники «вести с полей». Вдруг, ни слова ни говоря, он покинул место съемки. Его пресс-служба сообщила, что Пучнину «стало жарко». Ехидные петербуржцы замечают в Сети, что жара вообще косит ряды чиновников: в среду город облетела новость о появившемся на Невском без брюк другом высокопоставленном аппаратчике.
Санкт-Петербург