Строительный сектор всегда играл в Подмосковье одну из ведущих ролей: наличие земельных участков, экологически чистые районы, привлекательные инвестиционные предложения – вот три основных конкурентных преимущества области. О градостроительной политике и о том, как будет меняться архитектурный облик Подмосковья, корреспонденту «НГ» Савелию ВЕЖИНУ рассказал заместитель председателя областного правительства Герман ЕЛЯНЮШКИН.
– Герман Вячеславович, не секрет, что Московская область строит больше всех в стране: по семь миллионов квадратных метров в год. Но лучше ли всех?
– Вы правы, мы строим больше всех в России, должны и пример показывать остальным. В 2013 году в области было построено на 65% больше многоквартирных домов, чем в 2012-м. Площадь построенных домов соответственно возросла с 3,86 миллиона квадратных метров в 2012 году до 6,55 миллиона в 2013-м. Строительство на территории региона ведется во всех ценовых сегментах: комфортная малоэтажка, высотный эконом-класс, коттеджи бизнес-класса. Однако достаточно долгое время формирование городских пространств и условий городской жизни не входило в число приоритетов у застройщиков. За последние годы утрачено понимание того, что организация жизни в городе – основная обязанность. Как итог – запрос жителей на переориентацию городского пространства из места для «спанья» в место для жизни. Именно эта гуманитарная сверхзадача – цель деятельности правительства Московской области.
– А какие меры уже предприняла область для переориентации городского пространства?
– В начале июня 2014 года мы приняли новые нормы градостроительного проектирования, где четко прописано, где, какой высотности и с какой социальной нагрузкой должно строиться новое жилье. Этот документ должен стать «библией» для застройщиков, желающих работать в области.
– Но ведь это не единственный метод упорядочивания строительства в регионе?
– Верно, с прошлого года в Подмосковье работает Градостроительный совет, через который проходят все инвестиционные строительные проекты. В среднем за одно заседание Градсовет рассматривает 50 вопросов. И сейчас большинство из них – это инфраструктура: гостиницы, логистические центры, промышленные объекты, дорожные развязки. Небольшая часть касается жилищного строительства. Кстати, принятые нормы градостроительного проектирования оговаривают наличие на территории жилых кварталов рабочих мест – не менее 50% от числа жителей. Также в этом году мы впервые учредили Архитектурную премию губернатора. Хотим выделить лучших строителей и их проекты и «принародно пожурить» худших. И будем это делать ежегодно, это будет наша подмосковная Притцкеровская премия.
– Еще одна важная тема: как обстоит дело с созданием рабочих мест?
– Уже есть результаты. Определены места для строительства четырех деловых центров в Одинцове, Красногорске, Железнодорожном и Котельниках. В области расширяют свои представительства такие торговые сети, как «Глобус», «Икеа», «Ашан». Набирает обороты и работа по созданию индустриальных парков, таких как «Есипово», где подготовлены земельные участки с инженерной инфраструктурой для размещения индустриально-логистических объектов. Только за последний год создано более 100 тысяч мест приложения труда. Ожидаемые дополнительные налоговые поступления в бюджет региона составят ориентировочно 21 миллиард рублей. Также на данный момент более 99 компаний строят в области. Среди них такие крупные девелоперы, как ПИК, «Мортон», Су-155. Все согласились зарегистрировать на нашей территории обособленные подразделения.
– А как решается проблема со строительством социальной инфраструктуры, в Подмосковье ведь до сих пор сохраняется очередь в детские сады?
– В прошлом году область взяла рекордную для себя высоту среди субъектов федерации и построила 100 детских садов на 13 737 мест. В этом году темп сбавлять не будем. Сдадим уже 105. Также к вводу планируются 20 школ и 25 ФОКов. Одна часть из этих объектов возводится на средства бюджета, другая – за счет инвесторов.
– В новой градостроительной политике Подмосковья у застройщиков много обременений, а есть ли льготы и кто считает экономику проектов?
– Эта работа ведется в рамках Градсовета. Особенно это важно для жилищных проектов, которые рассматриваются на наличие у застройщика достаточных денежных средств для его завершения – во избежание появления в области новых обманутых дольщиков. Также Московской областной Думой был принят законопроект о налоговых льготах для инвесторов, он распространяется на проекты с 1 января 2014 года.
– Много шума наделала информация о запрете панельного домостроения в области. Действительно ли регион пойдет на такие меры и к чему это может привести?
– Мы провели анализ уже построенных многоэтажек. В 2013 году произошло увеличение доли площади крупнопанельного домостроения по сравнению с 2012 годом практически в два раза. В 2013 году было построено 317 панельных домов из общего количества 509 домов. В 2012 году – 174 дома из общего количества (316). Это объясняется в первую очередь преимуществами панельного домостроения, к которым относятся быстрота сборки конструкций, высокая степень отделочной готовности конструкций, не требующие затрат на отделку готовые решения фасадной стороны в заводских условиях.
– Но панельное домостроение – это львиная доля жилья эконом-класса. Не боитесь ли вы, что в регионе не останется доступного жилья?
– Мы не собираемся рушить бизнес компании и массово закрывать производства. Мы говорим о необходимости перемен, даем время. Мировые технологии домостроения не стоят на месте, и многие страны уже их активно используют. Так почему же мы продолжаем строить дома по лекалам прошлого века? В нашей стране уже давно назрела потребность модернизации производства, и все крупные застройщики с нами согласились. В плановом режиме будут производить модернизацию своих производств, а некоторые, как Мортон, строить новые домостроительные комбинаты. Панельные дома могут быть красивыми и качественными и при этом оставаться доступными по стоимости. Сейчас на территории области работают 13 крупных домостроительных комбинатов. Совместно с компаниями мы провели анализ этих производств. В среднем это зависит от технологического процесса на конкретном заводе: на модернизацию линии потребуется 1,5 года.
– То есть скоро мы сможем увидеть новое Подмосковье?
– Любая работа должна приносить результаты. Но строительство – такая отрасль, что все наши решения можно будет увидеть только через два-три года. Сегодня мы работаем на будущее нашего Подмосковья.
– Каких перемен можно еще ожидать?
– Следующий, масштабный шаг – это развитие территорий вокруг ЦКАД. А это 530 километров новой дороги, и мы обязаны использовать ее во благо нашего региона для прекращения центростремительного развития. Четкая реализация градостроительной политики позволит создать сбалансированный каркас расселения жителей области. А это – доступное жилье в экологически чистых районах, новая социальная и дорожная инфраструктура, логистические базы, АЗС, торговые точки, увеличение числа рабочих мест на 2 миллиона, в том числе на 400 тысяч в срединной зоне и на 500–600 тысяч мест в периферийной зоне области. Это очень важная и обширная тема для Подмосковья, она будет всесторонне обсуждаться в рамках форума «Строительная неделя Московской области» с 6 по 8 августа в выставочном центре «Крокус Экспо».