Владимир Путин согласился с предложениями Андрея Воробьёва. Фото с официального сайта президента РФ
Наземное метро должно связать крупные города Подмосковья друг с другом – и со столичными аэропортами. Такую идею озвучил губернатор региона Андрей Воробьёв на встрече с главой государства Владимиром Путиным. По словам руководителя области, в проект готовы вложиться западноевропейские компании, а реализация идеи позволит решить многочисленные транспортные проблемы региона.
Смысл идеи прост: ездить из одного города Подмосковья в другой часто приходится через столицу, что само по себе достаточно долго. Гораздо же проще напрямик переехать из населенного пункта в другой наземным транспортом, не заезжая в Москву, что сейчас особенно сложно из-за транспортных ограничений. В качестве транспорта Андрей Воробьёв предложил использовать так называемое легкое наземное метро.
«Мы хотели бы совместно с Минтрансом и Москвой привлечь лучших специалистов, практиков для того, чтобы разработать модель, по которой сообщение было бы не только из области в Москву, но и были связаны крупные города и крупные аэропорты, – сказал губернатор президенту. – Это позволило бы людям легко, беспрепятственно добираться из одного населенного пункта в другой. Сейчас такой возможности нет. Тем более города строятся, мы 7 млн кв. м жилья строим. И здесь очень важно ваше слово, дать возможность нам доказать, что это имеет право на существование».
Владимир Путин ответил, что субъекты Федерации должны сами договариваться, причем выразил уверенность, что Андрею Воробьёву в случае со столицей это удастся сделать. А в контактах с различными ведомствами, в том числе Минтрансом, он готов помочь. Иными словами, президент идею поддержал: «Это дело хорошее и во многих странах используется. С Москвой вы сами договоритесь, я думаю. А насчет Минтранса и других ведомств, конечно, поддержим».
Программа рассчитана до 2020 года, однако, по словам губернатора, она не станет огромной нагрузкой для госбюджета. По его мнению, речь не идет о миллиардах из госбюджета, а проект рентабелен, так как в него готовы вложиться крупные европейские транспортные компании.
Президент согласился с тем, что проект экономически обоснован, так как плотность населения в Подмосковье очень большая, не менее велики и расстояния для перемещений.
По словам зампредседателя правительства Московской области Петра Иванова, в рамках реализации проекта на самых загруженных участках железнодорожных направлений будет построено около 222 км дополнительных путей, из которых 125 км придутся на территорию региона.
«Первый участок, – сказал Иванов, – это участок, соединяющий Подольск–Климовск и соединяющий Домодедово–Раменское с выходом к аэропорту в Раменском. Это участок в 52–54 км в зависимости от варианта прохождения. Уже сегодня можно начать его проектирование. Планируемый пассажиропоток в пиковые часы будет достигать 10 тыс. человек. Этого достаточно, чтобы действительно строить там легкое метро».
По его словам, согласно проекту легкого метро, будут построены дополнительные третьи-четвертые пути на самых загруженных направлениях, связывающих ближнее Подмосковье и столицу. Территориальное же планирование Московской области, продолжил зампред, подразумевает связь друг с другом ближайших городов региона с населением более 2,5 млн человек: «Эти люди не потому не ездят из Мытищ в Королев, что у них нет потребности в этой поездке, а потому, что очень тяжело проехать, нет других вариантов».
Сейчас, по словам Иванова, около 40% МКАД – транзит между городами региона. Провести разгрузку можно было бы как раз за счет наземного метро. В первую очередь, продолжил зампред, развивать этот легкий вид транспорта планируется в Королеве, Балашихе, Юбилейном и Мытищах. Средняя скорость бессветофорного движения будет равна 40–45 км в час.
Проект строительства наземного метро был разработан и представлен министром транспорта Подмосковья Александром Зайцевым еще в прошлом году. В проекте есть существенная аналогия с пригородным метро Германии. Открытие Ленинградской (первой) ветки было запланировано на конец 2013 года, однако затем срок сдачи объектов перенесли на год. По информации Министерства транспорта Московской области, в 2020 году будут достроены Киевское, Савеловское и Рижское направления. К 2015 году планируется завершить Белорусское, Горьковское, Казанское и Ярославское направления, Павелецкое будет достроено в 2016 году, а Курское – в 2017-м.
Идея состоит и в том, что подмосковные города будут связаны не только друг с другом и крупнейшими аэропортами, но и с Малым кольцом железной дороги. Подмосковные власти хотят, как говорит Андрей Воробьёв, «поменять пространство: вместо переполненного перрона и грязной электрички жители области получат современное скоростное сообщение».
В ближайшие пять лет на развитие дорожно-транспортной сферы в Московской области планируется выделить почти 2 трлн руб. Причем важнейшим проектом будет строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), на которую придется 300 млрд. Пассажиропоток на общественном транспорте планируется увеличить до 67%.