0
2090
Газета Регионы России Интернет-версия

09.06.2014 00:01:00

Работа над образовательными ошибками

Тэги: минообороны, шойгу, академия вооруженных сил, образование, вуз


У многих высших военно-учебных заведений Минобороны России появился шанс начать новый учебный год в обновленном качестве. По крайней мере руководство военного ведомства посчитало необходимым провести ревизию и коррекцию некоторых интеграционных процессов в сфере военного образования, происходивших на протяжении последних нескольких лет.

В 2008–2012 годах в создаваемые под лозунгом оптимизации вузовской сети военные учебно-научные центры (ВУНЦ), основной базой которых стали профильные военные академии, на правах филиалов были включены прежде самостоятельные военные вузы – училища и военные институты. Причем настойчиво внедрявшийся западный опыт создания и функционирования подобных учебных центров никак не накладывался на географическую специфику нашей страны. Пожалуй, одним из ярких примеров этого служит включение в числе других в состав Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил РФ» расположенных за несколько тысяч километров от Москвы Дальневосточного высшего общевойскового командного училища (город Благовещенск) и Новосибирского высшего военного командного училища. Получив статус филиалов и лишившись финансовой самостоятельности, эти вузы даже закупку канцелярских товаров были обречены проводить через конкурсы, объявляемые их «большим московским братом» в лице ВУНЦ Сухопутных войск. И таких примеров можно привести массу.

Впрочем, о целесообразности принимаемых на сей счет решений и шагов в сфере военного образования дискутировать можно было в принципе бесконечно, но при этом – бессмысленно. Поскольку одержимое жаждой реформаторства окружение прежнего главы Минобороны России упрямо стояло на своем, уверяя общественность, что все происходящее творится во благо, а не во вред обороноспособности государства.

Надо отдать должное министру обороны России Сергею Шойгу: с приходом на пост главы военного ведомства он не стал что называется, рубить с плеча по сложившейся на тот момент системе военного образования, поскольку в этой сфере, может, как ни в какой другой, всего важнее – взвешенность подходов и решений. Ведь любое из подобных кардинальных нововведений определяет на долгие годы вперед процесс и соответственно качество подготовки офицерских кадров.

Впрочем, ряд решений, очевидность которых сомнений не вызывала, все же не заставил себя долго ждать. В частности, еще в конце 2012 года Сергей Шойгу поставил задачу по переподчинению высших военно-учебных заведений главнокомандующим видами Вооруженных сил РФ и командующим родами войск, в интересах которых осуществляется подготовка кадров.

Логика этого решения заключалась в том, что именно эти должностные лица формируют кадровый заказ на подготовку необходимых для данного вида или рода войск специалистов, именно под их руководством должны разрабатываться квалификационные требования к профессиональной подготовке выпускников вузов. И именно они, как никто другой, заинтересованы в качестве организации учебного процесса, приближении его к практической жизнедеятельности войск.

Тогда же Сергеем Шойгу впервые были озвучены и планы по возвращению многим военно-учебным заведениям исторических названий и наград, а также подготовке предложений по изменению состава и сети высших военно-учебных заведений с возвращением ряду филиалов статуса самостоятельных образовательных учреждений. При этом сообщалось, что в рамках этой работы, в частности, будут созданы Михайловская артиллерийская академия, Военная академия войсковой ПВО, Челябинское высшее военное авиационное училище, Рязанское высшее училище Воздушно-десантных войск, Краснодарское высшее военное училище.

Отказавшись от было уже внедренной Болонской системы обучения, Сергей Шойгу вернулся к прежней системе подготовки офицерских кадров с фундаментальной подготовкой офицеров в вузах и магистерской программой обучения в Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Иными словами, руководство Минобороны России сделало ставку на то, что подготовка офицерских кадров должна проводиться с целью получения военнослужащими фундаментального образования по конкретной специальности, а не представлять собой фрагментарный набор знаний и навыков, необходимых для замещения лишь конкретной должности.

Также в 2013 году был возобновлен масштабный набор абитуриентов в вузы Минобороны России, когда в них было принято около 15 тыс. человек, что в 7,5 раза превысило набор 2012 года.

Сейчас реформирование военных вузов подошло к своему очередному этапу. В марте нынешнего года по указанию Сергея Шойгу в военном ведомстве была создана комиссия по оценке последствий принятия решения о реорганизации федеральных государственных казенных образовательных учреждений высшего образования Минобороны России. Именно она рассмотрела предложения заместителей министра обороны, главнокомандующих видами и командующих родами войск о реорганизации военных вузов. Согласно принятым на заседании комиссии решениям, в ходе реорганизации восьми военно-научных центров и академий из их состава планируется исключить и придать статус самостоятельных образовательных учреждений 15 военным институтам и училищам, а также Учебному центру по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы.

Если эти предложения военного ведомства найдут поддержку в правительстве, что с учетом низкой затратности на их реализацию выглядит вполне реальным, то в России уже к 1 сентября могут появиться 15 новых-старых военных вузов. При этом если учесть, что эти новшества позволят все-таки развести скрещенных ужей с ежами (как, например, выделить из состава Военно-медицинской академии Военный институт физической культуры или же из Военной академии материально-технического обеспечения – Омское высшее военное автобронетанковое инженерное и Пензенское высшее военное артиллерийское инженерное училища), то вряд ли можно эти решения руководства Минобороны отнести к разряду популистских.

Скорее они, эти решения, были выстраданы практикой последних лет, сопряженной с невозможностью объять необъятное и мучительными попытками обеспечить нормальные функционирование и развитие созданных военно-образовательных монстров. И, надо полагать, эти решения Сергея Шойгу по совершенствованию системы военного образования окажутся далеко не последними. Слишком многое надо, мягко говоря, поправлять.

Тем временем военное ведомство недавно объявило о предстоящем наборе в военные вузы. В 2014 году в более чем три десятка училищ, институтов, университетов и академий Минобороны России будут набраны 12,7 тыс. первокурсников, 200 из которых – девушки. Причем в нынешнем году к этому перечню вузов добавились Военно-технический университет (город Балашиха) и базирующееся в Севастополе Черноморское высшее военно-морское училище.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1799
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1127
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
824
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1110

Другие новости