Фото Reuters
Московские школьники скоро смогут получить знания о 3D-моделировании, создании роботов, причем учить детей будут на базе настоящего оборонного предприятия. В сентябре в Москве начнет работу молодежный инновационно-технический центр технопарка «Сапфир». О том, зачем оборонщикам потребовался собственный молодежный учебный центр и нужна ли детям профориентация, корреспонденту «НГ» Александру ШПАКОВУ рассказал руководитель научно-производственного предприятия «Сапфир», производящего оборудование для ракет «Булава» и «Союз», Александр СМЕТАНОВ.
– Александр Юрьевич, почему вы решили создать собственный молодежный учебный центр?
– Наше предприятие озаботилось важной проблемой – нам не хватает рабочих рук. Престиж рабочих профессий настолько упал, что молодые люди не хотят идти на производство. Возник вопрос – как их туда привлечь? Мы решили для этого создать молодежный инновационно-технический центр. В июне–июле в пилотном режиме он начнет принимать слушателей, которые хотят поучиться электронике, попробовать поработать или что-то смастерить. У многих ребят есть желание что-то сделать, они работают на компьютерах, и мы предлагаем им создать на компьютере 3D-модель, а затем прийти к нам и воплотить идею в жизнь. В нашем центре научат, как это сделать. Мы уже провели переговоры с некоторыми школами и сформировали очередь, которая постоянно пополняется. А с 1 сентября центр должен начать полноценную работу. Сейчас мы создаем места для обучения и закупаем оборудование – специальный фрезерный станок, 3D-сканеры, 3D-принтеры, компьютеры и другие специальные устройства.
– На какой учебной базе будет создаваться ваш центр и кто в нем будет преподавать?
– Помимо того, что у нас есть технопарк, на нашем предприятии с 1 сентября начнет работу кафедра инновационного менеджмента, которую буду возглавлять я, поскольку уже являюсь профессором кафедры менеджмента МАМИ. Таким образом у нас будет содружество производства, университета и лаборатории, в которой мы будем обучать и профориентировать детей. Это очень важно – профориентация, это та обертка, развернув которую ребенок может навсегда стать фанатом идеи создания вещей своими руками.
– Воспитанники центра будут посещать уроки или выполнять проекты?
– Предполагается, что с 8 до 14 часов они будут проходить обучение на уроках по 45 минут. В группах будет примерно 15 человек, и заниматься смогут ребята с пятого класса и старше. Два преподавателя будут их обучать основам прототипирования, покажут, как работать на 3D-принтере, как собирать роботов из конструкторов Lego и прочее, в зависимости от возрастной группы. С 14 до 18 часов мы планируем обучать наиболее заинтересованных ребят инновационным технологиям. Кроме того, мы закупили планшетные компьютеры и установили на них программы, которые превратили их в электронные пособия для тех, кто хочет получать больше информации и для кого уроков по 45 минут мало. Желающие будут получать этот планшет для самостоятельного обучения (его можно будет купить или взять напрокат). На базе центра мы также планируем читать лекции и даже уже начали делать это – провели два цикла лекций по маркетингу при поддержке Высшей школы экономики. Видеоверсия лекций уже размещена на сайте технопарка. В дальнейшем Высшая школа экономики совместно с институтом МАМИ будут читать у нас лекции – об этом есть уже договоренности.
– Смогут ли воспитанники центра найти себе работу в Москве?
– Молодежный центр будет иметь собственную биржу вакансий. Сейчас у нашего технопарка 190 партнеров. В ближайшем будущем планируется наращивать их количество, партнеры технопарка будут предлагать выпускникам варианты трудоустройства. Когда проект заработает в полную силу, мы откроем подобные центры в других районах Москвы.
На мой взгляд, эффективность вложений в такой центр будет хорошей. Мы планируем выйти на рентабельность в течение трех лет. При этом школьники смогут заниматься в центре безвозмездно.
В нашей стране нужны программы обучения молодежи новым технологиям и привлечения их на наукоемкие производства. Сделать профессию рабочего интересной и престижной – задача государственной важности.