Михаил Кузнецов видит в реформе МСУ возможность навести порядок в системе управления городами и районами. Фото Гелены Степановой
В конце мая Московская областная Дума приняла закон о местном самоуправлении, определяющий порядок избрания глав муниципалитетов и Советов депутатов. О причинах и перспективах закона с заместителем председателя правительства региона Михаилом КУЗНЕЦОВЫМ поговорил корреспондент «НГ» Савелий ВЕЖИН.
– Михаил Михайлович, скажите, какие негативные предпосылки и проблемы существовали для принятия закона о местном самоуправлении?
– 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят больше 10 лет назад – в 2003 году. За это время стало очевидно, что документ нуждается в корректировке, и он был изменен на федеральном уровне: регионам было дано право определять модель избрания органов местного самоуправления и перераспределять полномочия между государственными и муниципальными органами власти. При этом за местным самоуправлением закреплен «несгораемый остаток»: полномочия, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть перераспределены.
Для Подмосковья внесенные в федеральный закон поправки особенно востребованы. Например, в ближнем Подмосковье из-за высокой плотности населения границы между отдельными муниципальными образованиями стираются, и решать инфраструктурные, градостроительные вопросы на местном уровне просто невозможно.
– С чем была связана спешка в принятии закона сразу после поправок в федеральное законодательство?
– Никакой спешки не было. В Московской области давно идет системная работа по совершенствованию системы местного самоуправления. С конца прошлого года в регионе ведутся консультации с главами муниципальных образований, депутатами, представителями общественности, экономистами. Мы проработали сотни предложений и вариантов – от таких сложных решений, как объединение городов, до заключения соглашений по передаче отдельных полномочий от поселков к району.
К тому моменту, когда Федерация приняла поправки в закон о местном самоуправлении, у нас была наработана база, которая позволила в кратчайшие сроки внести проект закона о модели избрания органов местного самоуправления на тех территориях, где осенью 2014 года пройдут выборы. Принятие этого закона 29 мая позволило совместно с муниципалитетами выработать оптимальную модель проведения выборов 14 сентября 2014 года, что же касается остальных территорий, мы продолжим консультации.
– Московская область – очень диверсифицированный регион. Удастся ли разным подходам к местному самоуправлению укрепить низовую власть и сделать ее более подотчетной региональной власти?
– Диверсифицированный подход к организации местного самоуправления применяется и сегодня. У нас и до принятия областного закона на части территорий главы избирались на прямых выборах, а на части территорий – из состава Совета. Проблема в том, что отдельные главы и депутаты злоупотребляли своим правом устанавливать модель формирования органов местного самоуправления. Если глава понимал, что он не сможет избраться на прямых выборах, он вносил поправки в Устав. Это неправильно. И в этом смысле формирование правил на уровне регионов укрепит местную власть. Она будет формироваться по понятным правилам, установленным для каждой конкретной территории с учетом ее специфики.
Что касается подотчетности муниципальной власти – то да, в части, касающейся выполнения указов президента, решений правительства области, должна быть подотчетность. Но не менее важно, чтобы местная власть был подотчетна жителям, а не группам политического и экономического влияния. Правительство постоянно «разворачивает» и не согласовывает генпланы территорий. Знаете почему? Потому что тысячи гектаров сельхозугодий закладываются под высотное строительство. Здесь вопрос не отчетности, а комплексного подхода к развитию территории. Именно поэтому мы говорим о деполитизации местного самоуправления.
– Вопрос по конкретике – где будут сохранены функции мэра, где произведено деление?
– Законом установлено, что избираемый глава будет возглавлять администрацию в Дмитровском, Зарайском, Лотошинском, Луховицком, Озерском, Сергиево-Посадском, Солнечногорском районах и в городском округе Реутов. На остальных территориях глава становится председателем Совета депутатов, а администрацией руководит сити-менеджер.
В Московской области 359 муниципальных образований – 35 городских округов, 36 муниципальных районов, которые состоят из 111 городских и 177 сельских поселений. В законе не упомянута и половина из них. На остальных территориях действуют те схемы, которые закреплены в их Уставах.
В общей сложности в 114 муниципальных образованиях глава избирается из состава Совета депутатов, в том числе в 4 городских округах, 11 муниципальных районах и 99 поселениях. В 245 муниципальных образованиях глава избирается напрямую, в том числе в 31 городском округе, в 25 муниципальных районах и 189 поселениях. То есть в выборах недостатка не будет.
– Как будет происходить разграничение полномочий между сити-менеджером и главой Совета депутатов?
– Глава – председатель Совета – выполняет политические функции. Глава администрации – исполнительские. То есть избранный глава общается с людьми, депутатами, районными или городскими элитами, определяет стратегию, принимает ключевые решения, закладывает их совместно с депутатами в бюджет и контролирует их исполнение. Сити-менеджер – хозяйственник-организатор, который выполняет решения, утвержденные Советом.
– Какие возможности открывает реформа для населения городов и районов?
– Реформа дает возможность навести порядок в системе управления городами, районами, поселками. Мы наконец получили законодательную возможность связать полномочия, финансы и компетентность. Если муниципалитет может справиться с конкретной задачей – он получает это полномочие. Если вместо внятной градостроительной политики жители видят бездумную застройку каждого свободного пятачка, если у муниципалитета нет возможности рассчитать транспортную, социальную нагрузку, возникающую в связи со строительством новых объектов, то это полномочие будет передано на тот уровень, где с его исполнением справятся.
Кроме того, реформа защищает жителей от политических игр и спекуляций со стороны тех глав и депутатов, которые любыми путями хотят сохранить власть. Если раньше они могли самовольно установить наиболее удобный для себя порядок избрания, то теперь это полномочие региона, а продавить под себя решение областного парламента для главы отдельно взятого поселения или района невозможно. Система избрания органов местного самоуправления будет меняться только в том случае, если это необходимо для социально-экономического развития территории.