ЕГЭ могут разрешить сдавать многократно. Фото ИТАР-ТАСС
Вчера выпускники российских школ сдавали Единый государственный экзамен по математике. По словам главы столичного Департамента образования Исаака Калины, сложности во время тестирований связаны не с жестким контролем, а с тем, что детей не приучают к ним. Московские власти ведут переговоры с Рособрнадзором по поводу возможности пересдавать единый госэкзамен несколько раз. При этом три раза, по мнению главы департамента, можно сдавать бесплатно, а вот за четвертый логично было бы ввести плату – за труд обслуживающих тестирование людей.
«Экзамены сейчас сдают 750 тысяч человек, так почему 749 999 могут обманывать одного своего конкурента?» – говорит Исаак Калина. По его словам, ЕГЭ – это соревнование, практически спорт. Демонстрация совместного труда ученика и учителя. Государство, жестко контролируя экзамены, защищает того самого ученика, которого потенциально могут обмануть остальные.
Причем глава столичного Департамента образования подчеркивает, что ЕГЭ – «это не выпускные экзамены. Мне кажется, это главная ошибка. ЕГЭ – уже давно не выпускной экзамен, а вступительный». Соревновательный элемент в нем допускает, чтобы человек пробовал достичь новых, лучших результатов. Поэтому, говоря о повторных попытках, Калина замечает, что очень хорошо относится к ним: «С введением ЕГЭ в штатный режим это должно быть неоднократно». Предоставлять подобную возможность можно было бы в среднесрочной перспективе: «Думаю, Москва при поддержке и согласии Рособрнадзора сделает это раньше 2016 года. Будем стараться найти взаимопонимание и сделать это с 2015 года».
Однако, по словам главы департамента, количество бесплатных пересдач можно было бы ограничить тремя разами: «Не из-за стоимости экзамена – он сам по себе ничего не стоит, – а из-за труда людей, обслуживающих ЕГЭ».
Рассказал Исаак Калина и о первых итогах госэкзамена по русскому языку. Речь, правда, шла не о результатах, а об удалениях с них школьников. В Москве таких насчиталось 19. Из них 12 пользовались мобильными телефонами, а еще 7 подглядывали в шпаргалки. Однако, по словам главы московского образовательного ведомства, его эта статистика не очень интересует: куда важнее, откуда ученики. Согласно статистике, некоторые из них предпринимали попытки повторной сдачи ЕГЭ, есть и представители частных школ, а два выпускника и вовсе оказались из одного учебного учреждения. Директор школы после этого случая подала заявление об увольнении, которое было подписано. По словам Исаака Калины, он понимает этот поступок – «нормальный поступок руководителя, чувствующего ответственность за невыполнение учебных и воспитательных работ».
Также глава столичного образовательного ведомства отметил, что нарушителей не оказалось среди выпускников школ, которые входят в топ-400. «Сегодня, – отметил Калина, – наступает момент, когда может вернуться интерес и азарт к демонстрации обществу совместного труда ученика и его учителя». Однако порой преподаватели выстраивают неправильные приоритеты в своей работе: «Вместо того чтобы воспитывать в человеке спокойное отношение к процедуре экзамена, начинается натаскивание к ЕГЭ. К сожалению, такие учителя попадаются».
Главной же сложностью при сдаче ЕГЭ руководитель Департамента образования назвал отсутствие системно проводящихся аналогичных испытаний на ранних сроках образования. По его словам, мандраж проходит с тренировками. Кроме того, учителей в школах можно было бы избавить от обязанности оценивать учеников: «Получается, я сам оцениваю свой труд». Система фиксирующих оценок позволила бы преподавателям сосредоточиться на процессе обучения; выпускные оценки тогда потеряли бы свой смысл, а ЕГЭ обрел бы статус исключительно вступительного экзамена.