Фото пресс-службы губернатора Санкт-Петербурга
Вчера в Петербурге группа оппозиционных депутатов Заксобрания из разных фракций обратилась с письмом к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой принять их во внеочередном порядке. В ходе этой форс-мажорной встречи парламентарии хотят убедить градоначальника не подписывать городские законы о выборах, принятые на прошлой неделе тоже форс-мажорным образом. В городе крепнет мнение, что в самые последние дни мая Георгий Сергеевич заявит о своей отставке.
Подобного рода слухи время от времени курсировали едва ли не с самых первых дней правления Полтавченко, сразу после его назначения на пост главы Северной столицы еще Дмитрием Медведевым в августе 2011 года. Полтавченко тогда считали своего рода местоблюстителем «для кого-нибудь еще». Отсутствие резких движений, закрытость кадровых решений, непубличность, стремление избегать политических действий и оценок давали повод к таким разговорам. Но слухи об отставке всякий раз опровергались либо самим Полтавченко в его Twitter (теперь он его не ведет), либо высокими федеральными чиновниками. А сейчас и сам градоначальник в беседе с журналистами питерских СМИ сказал: «Разговоры, как говорится, имеют место быть, и если я такое решение приму, то публично об этом заявлю. Честно вам скажу, я в раздумьях. Когда решение будет принято, я об этом сообщу». О том, что тема на повестке дня, фактически сказал и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, подчеркнув, правда, что все зависит от решения самого Полтавченко. В городе не без оснований считают некоторым лукавством утверждение, что глава Смольного действительно в сложных раздумьях и будет принимать решение самостоятельно.
Если бы Полтавченко решил прекратить трудовую деятельность досрочно по болезни, из-за усталости от управления огромным и проблемным городом, по каким-то иным причинам, ведомым только в кремлевском поднебесье, – политическая ситуация вряд ли бы так обострилась, как сейчас. Но если он не намерен досиживать до 2016 года губернатором-назначенцем, а пойдет на выборы, чтобы опять занять ту должность, с которой уйдет в отставку, – проблема есть. По букве закона президент может назначить до выборов временно исполняющего обязанности. Им может быть тот же Полтавченко, может быть кто-нибудь другой из Смольного или вне его. Но общество убеждено: «Все делается, чтобы остался Полтавченко». Помимо досрочного голосования, которое считается проверенным методом для фальсификаций, разрешено создание временных участков, где будут голосовать люди, «временно проживающие» в округах, в том числе маленьких муниципальных.
Город уже сталкивался с этим явлением в 2012 году – тогда в заброшенных промзонах, где многие годы практически не ступала нога человека, обнаруживались избирательные участки с активной явкой (согласно протоколам) «временного» электората. В отношении муниципальных выборов это значит: в маленьком округе, порой насчитывающем два-три квартала, выбирать депутатов смогут прийти военные, студенты, пригнанные по разнарядке жители других районов и даже городов. Словосочетание «местное самоуправление», и без того дискредитированное странной системой 111 мелких округов, существующих многие годы в городе, окончательно теряет смысл. Вряд ли стоит думать, что сомнительные нормы внесены в закон для того, чтобы наконец обеспечить населению местных депутатов, которые вникнут в проблемы разбитых дворов и помоек с крысами. А вот в сочетании с судьбой губернатора некая логика прослеживается. Если его выборы пройдут не в 2016 году, а вместе с муниципальными в сентябре 2014 года – не будет и проблемы с «муниципальным фильтром»: боевой состав МСУ старого созыва не подведет. Он постарается не пропустить в Смольный конкурентов Георгия Полтавченко. Или кого-то, о ком никто пока и не думает – как никто особенно не думал о самом Полтавченко при Валентине Матвиенко.
К тому же срочные отставки губернаторов с последующими перевыборами уже состоялись в ряде субъектов Федерации. А в Петербурге отгремел экономический форум, Георгий Сергеевич поставил свою подпись под несколькими соглашениями об инвестиционных намерениях (злые языки даже объясняли: подпись и.о. выглядит несолидно, поэтому до сих пор и нет отставки). А может быть, все опять рассосется. Ведь по большому счету все к Полтавченко уже привыкли. Вроде как к молчаливому и загадочному Сфинксу на Неве.