Жители донской столицы начали сбор подписей в защиту детского театра, на который претендует местная епархия. В обращении на имя губернатора Ростовской области и руководителя областного отделения Общероссийского народного фронта содержится просьба не допустить выселения театра из здания.
Здание Ростовского государственного театра кукол имени В.С. Былкова стоит на фундаменте бывшей Благовещенской церкви, построенной на пожертвования греческой общины в 1909 году. Так что, согласно Федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», епархия имеет право претендовать на здание.
Храм простоял до середины прошлого века. Впоследствии здесь размещалась детская техническая станция. В 60-е годы здание обрело нынешних хозяев. Теперь, как предполагается, здесь пропишутся несколько отделов епархии, которые будут заниматься служением обездоленным или патриотическим религиозным воспитанием.
Сам театр кукол могут переместить в историческое здание на улице Серафимовича, ныне находящееся на балансе местного Минкульта. Сегодня это полузаброшенное здание находится в ужасном состоянии. Стены, украшенные лепниной в классическом стиле, потрескались, паркет вздулся от сырости.
Театр кукол – не первый объект, передаваемый Ростовской епархии РПЦ за последнее время. Пару лет назад по решению донского правительства она получила в безвозмездное пользование здание профессионального лицея модной одежды на Соборной площади общей площадью около 1,9 тыс. кв. м и ориентировочной стоимостью до 250 млн руб.
Местные власти охотно передают в руки епархии здания, являющиеся архитектурными и культурными памятниками. Наряду с Театром музкомедии печальная участь постигла дом барона Петра Врангеля. В советское время в доме, где проживала семья одного из предводителей Белого движения, располагался детский сад. В 90-х его закрыли, и с тех пор помещение пустует. Чтобы сохранить особняк военачальника, в 2007 году власти безвозмездно передали здание Ростовской епархии. Планировалось, что новый владелец откроет в доме православный центр. Однако вместо того чтобы восстановить и сохранить памятник, епархия продала особняк ООО «Управление механизации», перечислив полученные средства в фонд реконструкции кафедрального собора.
Как сказал «НГ» председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин, вся сделка держалась в тайне: «Как принималось решение, какими соображениями руководствовались служители церкви при выборе покупателя, как они выбирали мецената, неизвестно».
В договоре купли-продажи имелось охранное обязательство, которое запрещает перестраивать, а тем более сносить особняк. Однако оно не является гарантией того, что дом сохранится. «К сожалению, уже были прецеденты, когда памятники истории уничтожались, как ненужный мусор, – говорит Кожин. – Пока же дом Врангеля продолжает разрушаться. Он стоит, как и прежде, наглухо заколоченный, с нелепой железной крышей и временными окнами».
Ростов-на-Дону