Киевским «временным властям» в очередной раз не удалось разыграть крымско-татарскую карту. Это вывод, который очевидно следует из событий 18 мая. Напомним: 18 мая 1944 года началось выселение татар из Крыма, и в воскресение отмечалось 70-летие этого печального события.
Ожидания были самыми разными. Поэтому главное: день на полуострове прошёл спокойно. Были церемонии, митинги, встречи – но без каких-либо провокаций. «Расшатать» ситуацию не удалось.
Очевидно, что такие попытки имели место. Однако состоявшаяся за два дня до этого встреча лидеров национальной общины с Президентом России доказала: у самих крымских татар (во всяком случае, у огромного большинства из них) нет никакой заинтересованности в дестабилизации и проведении антироссийского курса. Владимиру Путину и его команде удалось выстроить политику, которая реально отвечает их интересам.
Самый наглядный пример – ситуация с «языковым вопросом». Современная Украина, увы, печально известна своим отношением к правам национальных меньшинств в данной сфере. После же воссоединения полуострова с Россией вопрос решился просто. Теперь в Крыму три официальных языка.
Можно долго спорить, почему таких вещей не делали украинские власти. Ведь для этого не нужны ни значительные средства, ни другие усилия. Однако факт остаётся фактом: не делали. А Россия сделала. И реакция крымских татар была вполне ожидаемой. «Принята Конституция Республики Крым – 11 апреля. Там, Владимир Владимирович, написано чётко: в Крыму функционируют государственные языки русский, украинский и крымско-татарский. Это великая победа, за все 70 лет депортации. 21 апреля… титрами на экране идёт информация об указе Президента о реабилитации. Я так кричал, ветераны плакали», – эмоционально рассказывал один из участников встречи лидеров крымских татар с Президентом.
Он же поднял и другую болезненную проблему общины: «Где-то 25 процентов живёт во времянках, на тех, будем говорить, «самозахватах». Это значит, что нам предстоит узаконить около 10–11 тысяч земельных участков». Президент в своём выступлении не уклонился и от этого, очевидно, сложнейшего вопроса, пообещав, что он будет решаться. А слово Владимира Путина имеет вес.
Принципиальный вопрос – участие крымских татар во власти. Чтобы не быть голословными, приведём высказывание ещё одного участника встречи: как стоял данный вопрос на Украине, и как – в России. По его словам, сейчас «Парламент Крыма принял постановление о 20-процентном участии крымских татар в органах власти. Я возьму Сакский регион (я председатель меджлиса Сакского региона, депутат районного совета): за те 23 года, когда мы жили на Украине, из 20 процентов крымских татар, проживающих в Сакском районе, в органах власти – всего 6 процентов госслужащие, это включая уборщиц».
И это всё уже не говоря о других возможностях, которыми имеют теперь возможность воспользоваться жители Крыма, включая татар. Это более высокие зарплаты и пенсии, это возможность найти работу в любой точке страны, это куда более качественная медицина (во всяком случае, в сравнении с украинской) и так далее. Примечательный факт: хотя население полуострова составляет порядка 2,3 миллионов человек (включая порядка 300 тысяч татар), от российского гражданства в течение отведённого месяца там отказались только 3427 человек. Т.е. речь идёт, максимум, о десятых долях процента.
Наконец, дорогого стоит сам факт встречи лидеров общины с Президентом. Очевидно, что личное участие Владимира Путина действительно стало для представителей крымских татар солидной гарантией выполнения намеченной программы. Украинские власти, опять же, не баловали их и этим. Вот слова ещё одного участника встречи: «За последние 23 года у нас, у крымских татар, в лице представительного органа либо в лице чиновников были встречи и с Леонидом Макаровичем Кравчуком, и с Леонидом Леонидовичем Кучмой. Со следующими президентами немножко было напряжённей, с Ющенко и с Януковичем, но тем не менее принимались десятки постановлений, десятки поручений президента. Ну результаты Вы сами видите – воз и ныне там».
Что же дальше? Вероятно, представители киевского «истеблишмента» будут продолжать пытаться «раскачивать лодку». Так, именно 18 мая (дата явно выбрана не случайно) Пётр Порошенко заявил, что «В составе правительства после президентских выборов должно появиться министерство по вопросам Крыма».
К разочарованию кандидата в украинские президенты следует отметить, что и это пожелание уже выполнено. Так ведомство создано – в России. И этот факт отражает сформировавшуюся в последние месяцы реальность: пока «там» говорят, «здесь» – делают. А потому совершенно непонятны ожидания, что крымские татары должны «выбирать Киев». Человек, как известно, не рыба: он ищет, где лучше.
В любом случае, спокойно прошедшее на полуострове 18 мая показывает, что политика Владимира Путина в Крыму продолжает приносить положительные результаты. По крайней мере, такую оценку даёт само общество: и по результатам опросов, отражающим стремительный взлёт его популярности нынешней весной, и такими вот действиями. А, как известно: «Vox pópuli vox Déi» (глас народа – глас Божий).