На олимпиадах школьники получают шанс проявить свои способности. Фото с сайта www.olimpiada.ru
Московские ученики на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников показали лучший результат среди представителей всех регионов РФ. Cтоличные дети победили на трети олимпиад, триумфаторами стали 123 человека из 68 школ. Кроме того, 245 учеников из 77 школ стали призерами интеллектуальных состязаний. Причем теперь в олимпиадах побеждают не только воспитанники десятка элитных гимназий, но и представители простых, ранее считавшихся заурядными школ.
В 2013 году победителями олимпиад стали 84 человека из 52 московских школ. По 16 предметам из 21 у Москвы пять и более победителей (в предыдущие годы этот показатель составлял восемь предметов из 21). «Как показали итоги Всероссийской олимпиады школьников, 30% победителей – это москвичи. Это говорит о том, что мы ежегодно повышаем качество общего образования в Москве», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин. По его данным, три года назад количество победителей составляло примерно 20%.
Растет и количество москвичей – участников регионального этапа Всероссийской олимпиады. Их стало больше примерно на 32% по сравнению с 2013 годом – 16 404 человека. Как считает московский градоначальник, итоги выступлений москвичей на олимпиадах свидетельствуют, что качество образования после проведенных в городе преобразований стало высоким. «Когда мы выравнивали по финансированию московские школы, были опасения, что мы таким образом сделаем некую уравниловку, и школ, которые достигают высоких результатов, и учеников, которые добиваются высоких результатов, будет меньше. Я так понимаю, что практика опровергла эти опасения», – сказал Сергей Собянин.
Победителями и призерами стали школьники из 637 школ города. По словам главы Департамента образования Исаака Калины, 144 столичные школы за год поднялись в рейтинге учебных заведений города более чем на 100 ступеней. «89 московских школ вошли в рейтинг 500 лучших школ России», – отмечает Калина. Кроме того, по его информации, за последние три года в городе стало меньше школьников, набирающих на ЕГЭ менее 190 баллов по трем предметам, что также свидетельствует о повышении эффективности работы московских школ.
«У нас увеличилось не только количество победителей олимпиад, но и школ, которые дают этих победителей и призеров, причем увеличилось существенно, – говорит директор московского Центра педагогического мастерства Иван Ященко. – И это при том, что в результате реформ количество школ как юридических лиц сократилось примерно на треть. Нужно отметить, что этот рост произошел через два года после начала реформ – он наметился в прошлом году, и сначала было 70 победителей, в 2013 году – 84, в этом – 123. Школы и учителя увидели, что их работа по воспитанию победителей олимпиад востребована городом».
Как отмечает эксперт, в работе школьных руководителей произошел перелом: раньше яркие дети и учителя, как часто бывает с талантливыми людьми, казались управленцам неудобными. Некоторые школы в них были не заинтересованы, их выталкивали из своей жизни. В результате и дети, и родители стремились в десятку элитных учебных заведений, которая была известна с 60-х годов прошлого века. «Но понятно, что лучше учиться в школе рядом с домом и получать там хорошее образование, а не тратить 1,5–2 часа на дорогу, – говорит Ященко. – Только сейчас стала появляться возможность получать качественные знания в каждой школе Москвы. А знаменитые спецшколы перешли в новое качество – их ресурсы теперь доступны всем. Открывается огромное количество кружков, курсов повышения квалификации, которые стали практико-ориентированными и достаточно неформальными. Проводится огромное количество выездных лагерей, семинаров для детей, которые хотят развивать свой талант. В итоге можно продолжать учиться в своей школе, но при этом развиваться на самом высшем уровне. Если раньше химию можно было учить только в химическом лицее, то сейчас можно учиться в своей школе и проходить курсы на химфаке или том же лицее, например, по субботам».
Московские школьники традиционно были сильны в физике, математике и информатике. Но в 2014 году наряду с традиционно сильными в Москве школьниками, участвующими в олимпиаде по предметам естественно-научного цикла, особенного прогресса добились представители гуманитарных предметов. К примеру, в сборной Москвы по литературе – 10 победителей и 13 призеров (в 2013 году было лишь 2 победителя и 8 призеров). В сборной по истории – 10 победителей и 10 призеров (в 2013 году было в два раза меньше – всего 5 победителей и 5 призеров). «Эти успехи – это не результат того, что из нескольких сильных школ выжали все соки, а результат массовой работы всех школ, которая начала давать результаты», – считает Иван Ященко.