Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко (слева) во время Торжественного марша по Невскому проспекту в честь Дня Победы. Фото пресс-службы губернатора
В Северной столице не утихает скандал, начавшийся в праздничный день 9 Мая. Председатель комитета по молодежной политике Александр Пархоменко вышел на праздничное шествие с портретом Иосифа Сталина. Фотофиксация этого факта появилась в городских СМИ, но Пархоменко, вызвавший гнев интеллигенции, не усмотрел в своем поведении ничего плохого, заявив, что роль Сталина в победе над фашизмом велика.
Сейчас ряд оппозиционных депутатов Заксобрания требует уволить Пархоменко – письмо к губернатору Георгию Полтавченко направили яблочники Борис Вишневский и Александр Кобринский. А Максим Резник из «Гражданской платформы» инициировал на совете фракций вызов в Заксобрание профильного вице-губернатора Василия Кичеджи. Спикер Вячеслав Макаров обещал согласовать дату доклада Кичеджи, которому предлагается отчитаться сразу по двум скандалам: сталинскому портрету в руках госчиновника и недавней драке в ходе футбольного матча «Зенит» – «Динамо». Резник видит связь между двумя событиями: по его мнению, вместо реальной работы с молодежью, которую меньше года как курирует Пархоменко, чиновник занимается пропагандой «серийного убийцы».
Кичеджи не хочет отдуваться за Пархоменко. Он заявил, что у председателя комитета на это есть мама с папой. Тем временем много горожан возмущены даже не симпатией чиновника к генералиссимусу, а тем, что он шел в колонне в качестве официального лица. Кстати, это не очень понравилось и политикам, которых не обвинишь в либеральном мировоззрении. К примеру, депутат от ЛДПР Константин Сухенко считает уместными портреты вождя 9 Мая в руках коммунистов и других его поклонников из простых граждан, но для высокого чиновника, полагает парламентарий, «репрессии и подавление инакомыслия сейчас не являются стилем власти».
Молодежное движение «Весна» позавчера провело акцию у стен комитета: активисты принесли туда портрет Сталина и облили его кетчупом, что должно было символизировать память о кровавых деяниях сталинского режима. Молодежные чиновники вызвали полицию, которая нарушений правопорядка не зафиксировала.
В ряде СМИ сообщалось, что Пархоменко шел в колонне «Бессмертный полк». Участники акции, собравшей несколько тысяч человек, несли по Невскому фотографии своих родных, погибших на фронтах и знакомых младшему поколению лишь по рассказам родителей. Поэтому известие о Пархоменко вызвало дополнительные эмоции – акция показалась дискредитированной. Но один из организаторов петербургского «Бессмертного полка» Григорий Кунис считает некорректным привязывание Пархоменко и Сталина к этой колонне: «Он шел с другими чиновниками, в паре сотен метров от нас. Безусловно, если бы к нашей колонне вздумал присоединиться кто-то с портретом генералиссимуса, его попросили бы удалиться. Люди пришли вспомнить о своих отцах и дедах, а не об «отце народов». Писатель Наталия Соколовская считает, что поступок чиновника не имеет отношения к свободе мнений: «Это либо совершенное незнание истории своей страны, либо согласие с политикой сталинского режима. И то, и другое – преступление. Есть слово «забвение». С подменой настоящей памяти – удобной памятью».
Околосталинский скандал – не первый в городе. Несколько лет назад такие же страсти кипели вокруг пресловутого «сталинобуса», выходившего на улицы города в праздничные дни силами сталинистов-общественников. Тогда тоже обращались к вице-губернатору Кичеджи, и его ответ запомнился: «Когда идет полемика, нужен ли нам автобус со Сталиным, не нужен нам автобус со Сталиным... Можно по-разному объяснить. Но если говорить о нем как о руководителе, Сталин в день читал по 300 страниц! Думаю, что сейчас единицы людей, которые хоть страницу в день прочитают». «Сталинобусы» на улицы перестали выезжать, когда другая группа неформалов в отместку пустила «маннергеймобус» в честь георгиевского кавалера царской армии, позднее финского военачальника и президента Карла Маннергейма. Городские власти тогда заявили, что во имя стабильности в обществе больше не будет никаких автобусов ни с какими вождями.
Санкт-Петербург