Неправильная парковка по-прежнему будет дорого обходиться жителям двух столиц. Фото PhotoXPress.ru
Вчера в Петербурге Конституционный суд (КС) РФ счел соответствующими Основному закону страны ряд статей КОАП о размере штрафов в двух столицах за неправильную парковку и некоторые другие дорожные правонарушения. Если в Гатчине или Луге парковка где попало стоит 1500 руб., то в Питере и Москве это удовольствие с 2012 года обходится не менее чем в 3000 руб.
На дискриминацию по сравнению с другими регионами жаловались 95 депутатов Госдумы по главе с Ярославом Ниловым из ЛДПР. Они считали, что штрафы в столицах непропорционально велики и сопоставимы с наказанием за более серьезные нарушения. Это касается не только парковок, но и, например, грузовиков, нарушающих запрет на въезд для них. Нилов считал несправедливым, что в Смоленске водитель платит за это 500 руб., а в столице вдесятеро больше.
КС рассматривал жалобу месяц назад, самих заявителей не было, потому что в этот день они отвлеклись от парковок в связи с крымскими событиями. Представители же исполнительной власти отстаивали правомерность особых условий для Москвы и Петербурга.
В итоге вчера Конституционный суд решил вопрос в пользу повышенных штрафов. В его материалах говорится: «Выделение в особую категорию Москвы и Санкт-Петербурга обусловлено их объективными особенностями. Будучи крупнейшими (как по размерам, так и по населению) мегаполисами страны, они представляют собой центры экономической, политической, образовательной и иной социальной активности, а также главные транспортные узлы государства». Условия движения здесь более сложные, уровень угроз безопасности выше, а «оспариваемые положения преследуют конституционно значимые цели и в этом случае не могут рассматриваться как несовместимые с требованиями Конституции РФ».
В Петербурге данное решение принято позитивно и пешеходами, и автомобилистами (во всяком случае, многими). Припаркованные в два ряда на узких улицах центра авто, из-за которых трудно проехать, гибель газонов, порой невозможность спецтранспорту подъехать к трансформаторной будке или иному инфраструктурному объекту из-за оставленных там машин напрягают жителей города. Экс-депутат Госдумы, вице-президент Федеральной коллегии адвокатов Сергей Попов сказал «НГ»: «С точки зрения права Конституция не нарушена. Штрафу подвергается любой нарушитель в Питере, даже если он приехал из Рязани или зарубежья. Размер дифференцируется не в зависимости от прописки, а в зависимости от вреда, который может быть причинен. Этот вред выше в мегаполисах хотя бы в силу количественных характеристик – много транспорта, много угроз из-за нарушений». Попов убежден, что установленных размеров штрафов недостаточно – важно их собирать: если отдать это дело местным органам власти, эффект будет выше. Того же мнения придерживается общественник Красимир Врански, лидер «Красивого Петербурга»: «Мы мониторили небольшой участок в спальном районе в разное время года и суток. Из 200 машин в среднем в сутки правильно припарковано было только 70. А за год в этом районе взяли всего несколько десятков штрафов. Если бы за дело взялся муниципалитет на месте – были бы и доходы в местный бюджет, и острастка. Мы же ездим к соседям за границу, там все просто: нарушил правила парковки – на лобовом стекле квитанция, попробуй не оплати. Машина на тротуаре затрудняет механизированную уборку, и мы дышим пылью. Машина на газоне крадет кислород, вырабатываемый зеленью. А ежегодно в городе становится на 100 тыс. машин больше, поэтому здесь сложнее, чем в маленьком райцентре или деревне».
Сообщества автомобилистов города тоже не поддержали борьбу Нилова и его коллег. В них полагают, что проблема создана не только безответственностью некоторых водителей, но и отсутствием нормальной организации платных и бесплатных парковочных мест. Проблему дефицита места многие считают надуманной – в городе хватает площадей, в том числе толком не используемых, а при строительстве нового жилья не изменены старые ГОСТы, рассчитанные на меньшее число авто, чем сейчас.
Санкт-Петербург