Фото Reuters
В понедельник Владимир Путин подписал закон об упрощенном получении гражданства РФ носителями русского языка. Примечательно, что еще на прошлой неделе экс-лидер партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров выдвинул ряд важных инициатив для решения проблем отечественной экономики. Говорил политик и о том, что «необходимо радикально упростить получение российского гражданства этническими россиянами вне зависимости от их нынешнего подданства и места жительства».
Как полагает Михаил Прохоров, во-первых, крайне важно отменить все запреты на наличие у них двойного гражданства и, во-вторых, все ограничения на занятие ими тех или иных должностей. Что более чем логично и, надо полагать, будет следующим шагом российских властей. «На фоне обостряющейся глобальной ситуации конкуренция будет идти не столько за территории, – подчеркивает Прохоров, – сколько за умных и инициативных людей, способных создавать новое и двигать экономику вперед». А таких людей немало среди соотечественников, стремящихся переехать в Россию. И именно они должны помочь преодолеть экономический кризис. Кроме того, есть еще несколько аспектов, которые особенно важно учесть. Ведь проблема миграции и упрощенного гражданства – это лишь один из пунктов программы.
А другие темы носят скорее макроэкономический характер. Они появились не сейчас, но обострились в последнее время, когда Запад начал вводить санкции против России. Поэтому, как полагает Михаил Прохоров, противостоя давлению со стороны части внешнего мира, Россия не должна превращаться в осажденную крепость. Теперь, «после Крыма», после усиления конфронтации с Западом нашей стране, убежден политик и бизнесмен, нужно вести как «оборонительную», так и «наступательную» стратегию. Для этого нужно приступить к решению «нескольких очевидных задач».
Во-первых, речь идет об устойчивости финансового сектора. Для этого нужно перенести акцент с государственных (а также аффилированных с государством) банков на частные акционерные банки. Потому что у последних меньше шансов попасть под санкции, направленные против правительства РФ. Не говоря уже о том, что снижение доли государства в них принесет выгоды как бюджету, так и финансовой системе. При этом частные банки, естественно, нужно жестко контролировать. Впрочем, Центробанк России в последнее время этим усиленно занимается.
Во-вторых, в отличие от ряда экспертов, призывающих «снять Россию с сырьевой иглы», Михаил Прохоров констатирует: «Пришло время признать, что Россия – страна, которая живет (и будет жить в обозримом будущем) добычей нефти и газа, а не инновациями и интернет-технологиями». «Похоже, это не игла, а артерия, и ее надо расширять», – считает Прохоров, но подчеркивает, что нужно сконцентрироваться на повышении объемов добычи и структурной перестройке сырьевого сектора.
При этом экс-лидер «Гражданской платформы» уверен: «Энергетическая сверхдержавность не имеет ничего общего с тактикой перекрытия газового вентиля». То есть, по его мнению, Россия должна стать гибким и ответственным поставщиком, независимым от политической и военной конъюнктуры, открытым для внешних инвестиций. Кстати, похоже, эту точку зрения разделяют и в правительстве. Даже несмотря на кризис неплатежей Украины за российский газ, Москва, по крайней мере пока, не делает грозных заявлений о «перекрытии крана».
В-третьих, кроме огромных запасов углеводородов Россия обладает и огромными территориями. Другое дело, что земельная реформа в стране столь же актуальна, как и 100 лет назад.
В самой большой по территории стране мира 92% земельного фонда принадлежит государству. И какой же доход от этих земель? Оказывается, всего 8 млрд руб. в год! Это, полагает Прохоров, и неудивительно, потому что половина территории даже не разграничена между уровнями власти, есть десятки федеральных министерств и госкомитетов (не говоря уже о местных структурах), но нет единого госоргана, полномочно определяющего земельную политику.
Михаил Прохоров предлагает создать единую федеральную службу, назвав ее, к примеру, Росземресурсом. Эта служба определяла бы государственную политику в сфере земельных отношений на всех уровнях власти: отвечала бы за организацию геодезических и картографических работ, а также за землеустройство и кадастровый учет. Плюс уже имеющийся Росреестр, который оформлял бы права собственности на землю и недвижимость, подчиняясь Федеральной налоговой службе. И все, достаточно: все остальные ведомства должны отойти от решения земельных проблем. Главный итог предлагаемой реформы – максимальное введение земельных участков в хозяйственный оборот, так как «земля в России должна как можно быстрее обрести собственников – а следовательно, и ценность».
Зачем же все-таки нужна земельная реформа? По мнению предпринимателя, она поможет создать целое новое поле для инвестирования. Увеличится и реальное национальное богатство. При этом будет дан толчок развитию российской глубинки, ведь у людей появится стимул оставаться на своей малой родине. Но как решить все эти задачи? Скорее всего действовать лучше поэтапно и в разных направлениях. С одной стороны, нужно запустить волну частного жилищного строительства вокруг крупных городов, с другой – реанимировать сельское хозяйство через новую государственную политику закупок, то есть повысить самодостаточность в этой сфере.
Поэтому очевидно, что только совместные усилия государства и бизнеса могут привести к ожидаемым результатам. Задач много. И именно сейчас наступил момент для того, чтобы наконец заняться решением многих давно назревших проблем. И для России это хороший шанс сделать большой шаг вперед.