Фото Reuters
Объявлена дата открытия курортного сезона в Сочи. В этом году традиционные торжества, с которых начинается летний туристический сезон, стартуют 17 мая. К этому дню вся городская инфраструктура должна быть готова к встрече гостей. Каким станет для Сочи первый постолимпийский сезон?
Как сообщил глава администрации города Анатолий Пахомов, во время праздника, с 15 по 18 мая, в акватории Сочи будут находиться около 50 парусных яхт из 20 стран, которые прибудут в город в рамках Международной регаты больших парусников. В их числе уже знакомый горожанам барк «Крузенштерн», а также знаменитые российские парусники «Мир», «Седов» и «Надежда». Регата стартует 30 апреля в болгарской Варне. От летнего сезона, который станет первым после семи лет олимпийского строительства, власти и представители туротрасли ждут многого.
Олимпийская обертка города вызвала рост интереса к его туристическим продуктам как у россиян, так и у иностранцев. Раньше в город приезжало не более 3% иностранцев от числа отдыхающих. По мнению экспертов, рост турпотока в этом году может составить 30%. Учитывая, что в 2013 году, по различным данным, Сочи посетили 2,5–3 млн туристов, в этом сезоне город ждет в гости 3,5–4 млн человек.
В период подготовки к Олимпиаде поток туристов планомерно снижался каждый год. Ранее в сезон город посещали в среднем 5 млн человек. В 2013 году по сравнению с 2012 годом, согласно данным городского управления по курортам и туризму, процент индивидуального бронирования номеров упал на 40%. Таким образом, увеличение интереса к Сочи после Олимпиады вряд ли сможет вернуть количество отдыхающих к доолимпийскому уровню.
Городская администрация уповает на то, что обновленные и вновь отстроенные гостиницы повысят привлекательность отдыха в Сочи, и возросший в 2,5 раза номерной фонд будет заполняться в сезон не менее чем на 70–80%. По данным администрации, к Олимпиаде 880 средств размещения с общим номерным фондом более 57 тыс. номеров прошли процедуру классификации и получили «звезды» в соответствии с международной шкалой сертификации. Наибольшее количество отелей было возведено в так называемом горном кластере, который, по мнению экспертов, будет мало востребован в летний период и заполнится в лучшем случае на 40–50%.
Однако вопрос размещения – вторичный фактор при выборе места летнего отдыха. Подавляющее большинство туристов приезжают в город, рассчитывая полежать на пляже и искупаться в море. А вот с пляжами в Сочи дела обстоят куда хуже, чем с гостиницами. Подготовка к зимней Олимпиаде не предполагала никаких работ по благоустройству пляжей. Пассажиры фирменной электрички «Ласточка» на протяжении всего путешествия в Олимпийский парк (железная дорога в Сочи проложена вдоль береговой линии) наслаждались зрелищем замусоренных галечных пляжей.
Эстетическая непривлекательность пляжей усугубляется их повсеместной деградацией: согласно тексту последнего Генплана развития Сочи, около 40% морского побережья подвержены интенсивному волновому разрушению, около 18% – обвально-оползневым процессам, затоплению и подтоплению паводковыми и нагонными водами. Согласно статистике, ширина естественных галечных пляжей в сочинской акватории за последние 100 лет сократилась с 46 до 8–10 метров.
Потребность в пляжах в перспективе составляет 15 млн кв. м, тогда как в настоящий момент их площадь около 1,2 млн кв. м, причем в общем доступе осталась только часть из них. По данным за 2012 год, примерно из 70 км береговой полосы доступными для горожан осталось около 8 км, остальное закрыто санаториями, отелями и коммерческой застройкой.
Деградация пляжей связывается авторами Генплана с антропогенной деятельностью: массовая выемка песка и гальки из русел рек, строительство, нарушающее естественный процесс намывки галечника, злоупотребление железобетонными берегоукрепляющими сооружениями являются основными факторами разрушения сочинской береговой полосы.
Наибольший урон понесли пляжи в районе Имеретинской низменности, где расположены отели, таунхаусы и прогулочная набережная, построенные к Олимпиаде. Из-за строительства набережной и грузового порта между устьями рек Мзымта и Псоу, перекрывающих естественную намывку галечника, здесь начались опасные процессы разрастания подводных карьеров в сторону суши (со скоростью до 1 м в год), а в карьеры «сваливается» береговая полоса. Ситуация усугубляется тем фактом, что на этот участок побережья обрушиваются самые суровые в городе штормы с высотой волны до 10–15 м, а подводные каньоны только провоцируют рост волн. Береговые укрепления не могут противостоять такому напору и разбиваются каждым новым штормом.
В качестве средства борьбы с проблемой авторы Генплана предлагают отсыпку пляжей шириной 30–40 м вдоль всего побережья Большого Сочи, а в районе Имеретинской низменности – не менее 50–60 м. Сколько будет стоить доставка и засыпка миллионов кубометров гальки в километровые прибрежные карьеры, авторы проекта не указывают. Однако даже приблизительная оценка данного масштабного мероприятия не оставляет надежд, что оно будет реализовано в обозримом будущем, – городу еще предстоит компенсировать затраты на подготовку и проведение Олимпиады. Так что летний сезон 2014 года Сочи, судя по всему, встретит пляжами в прежнем удручающем состоянии.
Сочи