Парламентское большинство в Заксобрании выступило единым фронтом за конституционные права граждан и против охоты на ведьм. Правда, речь шла об определенной категории граждан – муниципальных депутатах. Нарушением их прав и свобод старшие товарищи сочли предложенный оппозицией запрет получать доходы из бюджета в обход закона.
Питерские прохоровцы и яблочники стали разбираться в этой теме. Система местного самоуправления (МСУ) в Петербурге отличается от других городов. Если везде муниципальные предприятия – это и школы, и больницы, и транспорт, то в Питере вся социалка и инфраструктура находятся в ведении госвласти. На долю муниципалитетов приходятся предприятия почти внутриквартального значения. И внимание депутатов обратил на себя ряд таких предприятий, где оказались трудоустроены многие депутаты МСУ и их близкие родственники. Так, в округе «Владимирский» 12 из 18 депутатов – сотрудники фирм вроде «Агентство социально-экономического развития» с зарплатами от 50 тыс. руб.
Во многих округах депутаты оказались завхозами или секретарями самих муниципальных органов. «Гражданская платформа» (ГП) обращалась в Контрольно-счетную палату и прокуратуру, требуя проверки таких рабочих мест. «Яблоко» послало запросы во все 111 муниципальных округов. Из трети округов ответы не пришли. Но общая картина впечатлила. Особенно когда «совместителями» оказались директор школы или замглавы «Жилкомсервиса». То есть после рабочего дня они идут трудиться на полставки (на четыре часа) в родной муниципалитет.
По существующему Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные депутаты работают на непостоянной основе, а на зарплате может быть не более 10% депутатов от численности муниципального совета. Оппозиция считает, что сложившаяся практика – способ обойти закон и факт коррупции. Оппозиционеры предложили два варианта поправок к закону. Максим Резник (ГП) предложил запретить депутатам МСУ и членам их семей работать в муниципальных учреждениях. Яблочник Александр Кобринский, в свою очередь, предложил изменить статью закона только в отношении двух столиц (по приведенным выше мотивам). Он выдвинул инициативу: депутат, получающий доходы из структур, созданных местной администрацией, должен быть лишен мандата.
«Народ должен знать, как вы относитесь к местному самоуправлению, – сказал депутат-единоросс Анатолий Дроздов, экс-глава муниципалитета. – У всех должно быть право на труд по Конституции». Напрасно Кобринский пытался объяснить, что практика ограничений нормальна – чиновник не имеет права заниматься бизнесом, депутат Заксобрания не может быть госслужащим и т.д. «Правозащитная» линия доминировала. «Вы же как либерал – против любых запретов», – сказала Татьяна Захаренкова из «Единой России».
В итоге оппозицию обвинили в охоте на ведьм и в ущемлении избирателей. Оба проекта – и группы Резника, и Кобринского – были отвергнуты. Муниципальный депутат-яблочник Кирилл Страхов считает, что дискуссия была срежиссирована большинством: «Возможно, дело в том, что многие сами причастны к муниципальным пирогам. Но функция депутата МСУ – в том числе контроль за администрацией и ее главой. А как можно контролировать того, кто платит зарплату?»
Санкт-Петербург