Директор НП «Центр инноваций муниципальных образований» Елена КОДИНА рассказала обозревателю «Независимой газеты» Савелию ВЕЖИНУ об особенностях реформы муниципального самоуправления (МСУ), предложенной накануне депутатами Госдумы.
– Елена Анатольевна, в чем смысл предлагаемой реформы МСУ?
– Смысл реформы – внедрение в российскую практику широко применяемого в других странах принципа – максимального приближения власти к населению. На уровне муниципальных районов такая задача реализована. Люди не просто знают фамилию своего главы, но имеют реальную возможность с ним встретиться.
– Однако избрание главы муниципального образования теперь не везде будет напрямую зависеть от граждан.
– Во-первых, выборы у нас в стране никто не отменяет. Суть законопроекта в том, что у регионов появилась новая альтернатива, и они вправе сами выбрать – переходить на нее или нет. А в сельских поселениях и городских округах, не имеющих районного деления, граждане как выбирали, так и будут продолжать выбирать депутатов. Нормы законопроекта не исключают принципа выборности, возможность избирать депутатов и глав на прямых выборах останется.
– Почему разграничение на главу города и сити-менеджера очень важно, почему губернаторы должны участвовать в выборе сити-менеджера?
– Сейчас из 22 800 муниципальных образований примерно в 20% работают сити-менеджеры. Роль сити-менеджера в том, чтобы принимать каждодневные хозяйственные решения по управлению территориями, это один из профессиональных видов деятельности. В России практически 80% тех полномочий, которые реализуют муниципальные образования, в местных администрациях, в представительных органах, то, что мы называем полномочиями органов публичной власти, пересекаются с полномочиями субъектов РФ. Мы не сможем осуществлять единую политику субъекта, если у нас не будет общего вектора развития. Поэтому губернаторы должны участвовать в выборе сити-менеджера.
– Возможно, прежде чем менять организацию местного самоуправления, стоило решить финансовый вопрос?
– Все говорят: дайте денег и мы начнем жить шикарно. Да, в России есть экономически сильные, самодостаточные регионы, муниципалитеты. Но мы живем в едином экономическом пространстве, в едином государстве по единым для всех конституционным нормам. И если мы передадим муниципалитетам налоговые источники, то сильные и богатые станут еще богаче, а слабые, малые, сельские в свете отсутствия фондов перераспределения останутся ни с чем.
И, наконец, еще один аргумент. У субъектов Федерации, муниципальных образований крайне мало исключительных полномочий – то есть задач, которые решает только субъект или только муниципалитет. У муниципалитетов лишь 11 исключительных полномочий, например благоустройство. Большинство публичных полномочий, которые связаны с оказанием услуг населению, например в сфере образования, здравоохранения, культуры и так далее, реализуются на паритетной основе. В такие условия нас ставит законодательство о разграничении полномочий, это данность. А раз так, то давайте научимся грамотно управлять. А значит – использовать программные методы совместных инструментов. Вот вам и ответ на просьбу «дайте денег»: умейте объединяться с субъектом, объединяться с соседними муниципалитетами в рамках так называемого межмуниципального сотрудничества. Объединяться же у нас пока никто не умеет, умеют только делить.
– Почему вы уверены, что и самой местной власти, и гражданам нужна эта реформа?
– Всероссийский совет органов местного самоуправления и Общероссийский конгресс муниципальных образований в ходе подготовки законопроекта провели множество консультаций и с главами муниципальных образований, и с политическими партиями. Вопрос вызывал огромное количество дискуссий, но и получил однозначную поддержку со стороны экспертов и профессиональной общественности.
Реформа МСУ должна не только оптимизировать саму систему, но и дать возможность населению активно влиять на политику в городах. Люди все в большей степени стремятся жить в городах, и они должны в полной мере принимать участие в обустройстве своей жизни.