Президент Татарстана Рустам Минниханов (слева на фото) во время своей рабочей поездки в Крым. Фото пресс-службы Президента Татарстана
Делегации из Татарстана в последние дни зачастили в Крым на переговоры с представителями местных властей. Президент Татарстана Рустам Минниханов успел подписать договор с обновленным правительством мятежного полуострова об экономическом и гуманитарном сотрудничестве. За словами о мире, дружбе и помощи братскому народу, которые произносили гости из Казани в Симферополе, жители Татарстана ищут истинные цели вояжей республиканских делегаций в Крым.
Ранее в Крым летали миротворцы из Госсовета республики во главе с депутатом Разилем Валеевым и председателем исполкома Всемирного конгресса татар Ринатом Закировым. Одновременно с ними в Симферополе побывал муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. И тоже с «миссией мира». «Мы готовы оказать любую поддержку крымско-татарским мусульманам в святом деле укрепления своих религиозных традиций и будем рады их видеть дорогими гостями на гостеприимной земле Татарстана», – заявил муфтий по итогам поездки. К слову, «дорогих гостей» уже пригласили учиться в Казани. Рустам Минниханов в Симферополе заявил о готовности реализовывать в Крыму проекты в сфере туризма и бизнеса, и вообще, сказал президент, «у нас очень много направлений для Крыма».
Между тем за всеми высокопарными словами о мире, дружбе и помощи братскому народу, которые были сказаны гостями из Казани в Симферополе, можно разглядеть основную цель вояжей татарстанских делегаций в Крым. А она заключается прежде всего в укреплении имиджевых позиций Татарстана, причем даже не в Крыму, а в российском политическом пространстве. Этот имидж, как не раз писала «НГ», зиждется не столько на возрастающем год от года экономическом потенциале республики, сколько на позиционировании татарстанскими властями Казани как единственной столицы тюрко-татарского мира России вообще и российского ислама в частности. Не случайно Рустам Минниханов сразу опроверг слова журналистов в Симферополе, которые попытались подтвердить истинность приписываемых ему слов о посредничестве между татарами Крыма и правительством полуострова. «Я этого не говорил, – сказал президент Татарстана, – но они (крымские татары. – «НГ») наши братья».
Также далеко не случаен тот факт, что вояжи татарстанских делегаций в Крым были встречены едва ли не в штыки не только русскими, но и татарскими общественниками, причем за пределами республики. Первые раскритиковали власти Татарстана за то, что пока те обнимаются с «крымскими братьями», «русский вопрос» в регионе по-прежнему не решен (речь, в частности, идет об обещании Казанского кремля увеличить количество часов преподавания русского языка в школах Татарстана, которое якобы так до сих в полном объеме и не выполнено). Вторые упрекают власти республики, что те, в сущности, были совершенно безразличны к чаяньям крымских татар на протяжении последних десятилетий. А тут внимание внезапно проснулось.
Также не случаен тот факт, что визит первой парламентской делегации Госсовета Татарстана фактически оказался провальным. По словам уже упоминавшегося Разиля Валеева, крымские татары «хотят решить имеющиеся проблемы дипломатическим путем, через переговоры». Я уже не говорю о том, что сами «братья» из числа крымско-татарской молодежи вообще назвали визиты гостей из Казани недружественными, мол, казанские миротворцы способствуют отделению российскими властями Крыма от территории остальной Украины (соответствующее заявление появилось в Сети 3 марта, то есть сразу после отлета первой миротворческой делегации из Крыма).
Подобные двусторонние отношения лишь подтверждают, что никогда крымские татары и татары казанские не были друг другу особо близки – слишком велики различия в культуре, языке и истории. Рустам Минниханов в Симферополе напомнил о том, что крымские ханы когда-то правили Казанским ханством. Однако именно крымские ханы проиграли Казань Москве в 1552 году. Причем незадолго до этого татарские мурзы стали целыми семьями уезжать в столицу Московского царства, оставляя, по сути, Казань крымцам.
О чем в итоге удалось договориться президенту Татарстана Рустаму Минниханову с правительством Крыма? Свое посредничество между правительством автономии и крымско-татарской диаспорой хозяин Казанского кремля отверг. Денег не обещал. Зато было много слов о будущем экономическом сотрудничестве и моральной поддержке крымско-татарских братьев. На этом всё. Для Крыма. Справедливости ради можно вспомнить обещания спикера Верховного Совета Крыма Владимира Константинова дать в новой Конституции полуострова крымским татарам «те полномочия, которых они раньше не имели», но и это нельзя считать главным достижением высочайшей миссии казанских гостей на мятежный полуостров. Главным и единственным достижением Татарстана в Крыму пока стало укрепление имиджевых позиций Казани. Крымско-татарским «братьям» мягко, аккуратно и дипломатично напомнили, кто главный среди татар России, чья судьба в скором времени, возможно, будет опять неразрывно связана с судьбой полуострова.
Казань