Герман Елянюшкин (второй слева) и Ян Гейл (второй справа) сошлись во взглядах на архитектурное будущее Подмосковья. Фото с официального сайта правительства Московской области
Власти Московской области хотят сформировать новый облик муниципальных образований региона и значительно улучшить качество городской среды. Этот долгий процесс требует тщательного подхода и использования мирового опыта. С этой целью в Подмосковье было решено провести ряд мастер-классов для местных архитекторов и журналистов. Первым гостем на них стал Ян Гейл – известный датский архитектор и урбанист. Название его программы – «Города для жизни».
Гейл получил известность в России после того, как разработал рекомендации для развития московских пешеходных зон. По его словам, в основе планирования городов Московской области не заложены интересы местных жителей. Они исторически уступают место интересам государства, промышленности и бизнеса, что является главной архитектурной проблемой региона. «Нельзя получить хорошую градостроительную политику, расставляя просто большое количество башен, – сказал Гейл, известный в мире как один из основоположников гуманистического подхода к урбанистике. – В центре внимания должен быть комфорт людей, планирование, сосредоточенное на местных жителях».
Во многом этот тезис перекликается с новой градостроительной политикой региона, о которой не раз говорил как губернатор Московской области Андрей Воробьев, так и зампредседателя регионального правительства Герман Елянюшкин. Последний, открывая встречу с датским архитектором и урбанистом, произнес: «Мы хотим привить в Подмосковье «бациллы» архитектуры».
По его словам, «архитектурный облик европейских городов формировался не один год. Этого не произойдет у нас, но мы должны запустить процесс формирования нового облика городов Подмосковья. Нам помогут известные архитекторы и урбанисты с мировым именем». По словам Гейла, первыми шагами к формированию такого облика – подразумевающего местных жителей как ориентир для градостроительной политики – должно стать всестороннее развитие велодорожек и пешеходных зон. Современные города конкурируют между собой в комфорте городской среды и качестве жизни, сказал Гейл, «в городах нового типа люди будут гулять и ездить на велосипедах, а не передвигаться на машинах».
«Гуманизация городов» – так назвал Ян Гейл процесс градостроительного развития. Комфорт, по его словам, достигается за счет того, что люди становятся ближе друг к другу. Помимо этого «побуждение жителей городов к пешим и велосипедным прогулкам имеет ряд экономических преимуществ: люди будут больше двигаться, улучшится их здоровье, они смогут больше работать».
По словам Гейла, пропагандирующего велосипедные дорожки и пешеходные улицы, «прогулки на велосипеде – это не просто способ передвижения из точки А в точку Б. Когда вы прогуливаетесь – либо пешком, либо на велосипеде, – вы можете одновременно общаться, смотреть на людей вокруг. Велосипеды хороши для здоровья и климата. Для того чтобы получить настоящее удовольствие от жизни, нужно выйти из машины и просто начать танцевать».
Когда закончатся мастер-классы, датский архитектор планирует начать анализировать муниципальное пространство Подмосковья и дать рекомендации по его улучшению. Ожидается, что первым городом, в котором они будут учтены, станет Красногорск. В Павшинской Пойме власти Московской области планируют создать сеть велодорожек, говорит Герман Елянюшкин. По словам зампредседателя подмосковного правительства, рядом с «Крокус Экспо» будет оборудована масштабная бесплатная велостоянка. «Мы ведем речь о том, чтобы Ян взялся за создание мастер-плана Красногорска, чтобы посмотрел, каким образом можно будет гуманизировать то, что у нас произошло в Павшинской Пойме, и, в частности, проработать создание там велосипедных маршрутов», – сказал Елянюшкин. Он не исключил, что в будущем датский архитектор, вполне возможно, проведет подобные исследования в других городах Московской области.
Подмосковные власти в последнее время активно взялись за архитектурный облик региона. Так, недавно была создана Архитектурная комиссия. В ее обязанности входит оценка проектов планировки территорий, архитектурно-градостроительных концепций, плотности застройки и наличия социальной инфраструктуры. Сопредседателями комиссии стали Герман Елянюшкин и главный архитектор Московской области Алексей Воронцов.
В материалах комиссии указывается, что «в концепцию будущего Подмосковья не укладываются бездушные панельные кварталы и безликие города. Сегодня необходимо четко определить приоритеты для застройщиков – какие параметры и архитектурные решения допустимы, а какие нет». По словам Елянюшкина, теперь в Подмосковье «строить, как всегда, то есть как можно больше, не получится. Сегодня мы меняем саму концепцию формирования пространства». Зампредседателя регионального правительства подчеркнул, что главной задачей магистралей стала транспортировка. Задачей архитекторов стало вынесение передовую паркингов и общественных зданий, которые будут спрятаны за шумозащитными жилыми кварталами. «А вот внутри жилого района, – сказал Елянюшкин, – ничто не должно напоминать о мирской суете».
Известны уже и первые плоды работы комиссии – она рассмотрела 17 проектов планировки территорий и архитектурно-градостроительных концепций. Члены комиссии пришли к выводу, что почти все из них нуждаются в доработке: необходимо снижение этажности, создание дополнительной социальной инфраструктуры, зеленых зон и парковочных мест.
Другое направление работы Архитектурной комиссии – создание пешеходных зон в крупных городах области. Это поручение местному правительству дал губернатор Андрей Воробьев, который собирается организовать в крупнейших городах региона собственные «арбаты». На первых этажах домов, относящихся к таким улицам, будут размещены рестораны, магазины и кафе. Зоны будут оборудованы Wi-Fi. Сообщается, что пешеходной зоной станет территория вокруг Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде, а также улица Маяковского в Жуковском. При этом, как говорил губернатор, подмосковные власти планируют поощрять лучшие в плане создания пешеходных улиц муниципалитеты. Для этих целей будет разработана специальная программа.
Уже внесены и первые предложения: по словам Алексея Воронцова, высокое качество архитектурно-градостроительных концепций проектов пешеходных улиц отличает варианты, представленные Долгопрудным, Чеховом и Зарайском. «В Красногорске рекомендовано замкнуть пешеходные улицы дополнительной связью вдоль набережной Москвы-реки, – сказал Воронцов, – в Долгопрудном выделить первую очередь разработки проекта пешеходной улицы Пацаева с учетом формирования сети пешеходных улиц; в Зарайске проектирование пешеходной зоны разделить на этапы по протяженности; в Тучкове первым этапом сформировать привокзальную площадь с учетом организации парковок и части улицы Партизан, разделив пешеходные и транспортные потоки».
По словам архитектора, подмосковные власти рассчитывают, что в создании пешеходных зон примут участие инвесторы: «Власть же должна создавать условия для бизнеса». Города должны наполниться новыми смыслами, считает Воронцов, и эти смыслы будут находиться на уровне пешеходов. Архитектурные конкурсы и общественные обсуждения должны помочь найти в городах региона территории активности, которые затем станут пешеходными зонами.
Недавно пешеходная зона выходного дня появилась в городе Видное. Люди, по сообщениям местных властей, положительно отреагировали на это нововведение. Эскизы пешеходных улиц в других городах региона должны быть готовы к 1 марта. Как заявлял ранее Герман Елянюшкин, к работам планируется приступить к 1 мая 2014 года, «и к 1 октября мы сможем подвести итог, объехать и посмотреть лучшее».