Столкновение пассажирского микроавтобуса с лесовозом в Ленобласти, произошедшее в субботу в 17 км от финской границы, стало поводом не только для соболезнований от двух губернаторов – Александра Дрозденко и Георгия Полтавченко, но и предметом разбирательств сразу в двух странах. Это был обычный для Петербурга рейс: однодневный тур, в который отправляются для шопинга. По поводу гибели десяти человек возбуждено уголовное дело, но обсуждается не только гипотетическое нарушение скоростного режима одним из участников ДТП, но и целый комплекс проблем, из-за которых международные трассы в Ленобласти называют «дорогами смерти».
«Дорогами смерти» в регионе нередко называют пути в Финляндию с их огромным грузопотоком и возрастающим трафиком легковых автомобилей, пассажирских автобусов и маршруток. Место субботней трагедии – это участок с особым статусом: изначально двухполоска была технологической дорогой, обслуживающей Сайменский канал, находящийся на территории двух стран – России и Финляндии. Российская часть канала, как и этот участок дороги, находится в аренде у финнов. Финская сторона несет обязанности по содержанию дороги, уборке ее, защите от гололеда. Но расширять дорогу или штрафовать нарушающих скоростной режим водителей, она, конечно, не может. В первый день после аварии в Сети и СМИ звучали обвинения в адрес областных властей, в том числе и по поводу того, что путь к погранпереходу «Брусничное» давно не справляется с потоком и здесь частые аварии, а нужна шести- или по крайней мере четырехполосная трасса. Сейчас по дороге проезжает 3300 автомобилей в день. Но принадлежит она не области и ею не обслуживается.
В Ленобласти в рамках адресной программы 2013–2014 годов предусмотрен ремонт более 930 км трассы на 156 объектах дорожной инфраструктуры, сообщили «НГ» в областном комитете по дорожному хозяйству, но 1400 км федеральных дорог, включая трассу «Скандинавия», находятся в ведении «Севзапуправтодора». Представитель компании Андрей Князев заявил «НГ»: «Эти километры в аренде у финской стороны, мы отвечаем только до Выборга». Ранее начальник «Севзапавтодора» Валентин Иванов отметил, что до 2018 года предусмотрена реконструкция «Скандинавии» до Выборга. Здесь создадут по три полосы в каждую сторону с разделительным барьером.
Модернизация ждет еще одну «дорогу смерти» – трассу «Нарва», ведущую к Эстонии. На близком к границе участке будет по две полосы в каждую сторону с отбойником. Но на «неблизких» участках (практически вся дорога от Питера двухполосная) асфальт, положенный пару лет назад, сейчас во многих местах сошел вместе со снегом.
Губернатор Александр Дрозденко недавно сделал заявление на заседании координационного совета по пограничной политике: «Пассажиропоток и грузооборот на границе растет, необходимо принимать дополнительные меры по развитию инфраструктуры». Пока же финны ведут проверку на месте аварии. Их цель – выяснить все, вплоть до состояния шин автомобилей. Тем временем руководитель отдела маркетинга финской администрации приграничного города Лаппеенранты Мирка Рахман заявила: «Эта дорога была построена в 1960-х годах для того, чтобы обслуживать Сайменский канал. Она не была рассчитана на такой международный поток. Это узкая и извилистая дорога, и на всем ее протяжении действует скоростное ограничение от 40 до 60 км в час. Дороги должны строиться так, чтобы при повышенном трафике люди не сталкивались с риском для жизни. Субботняя авария показала, что риск есть. Совершенно ясно, что Россия должна перестроить дорогу от Выборга до границы с Финляндией до того, как будет введен безвизовый режим». Рахман сообщила, что есть возможность привлечь и серьезные средства Евросоюза: «Мы вместе ездим по этой дороге, мы вместе должны думать о том, как ее обустроить. Независимо от того, какие причины аварии назовет следствие, нам нужно предпринять конкретные шаги по обустройству новой дороги, а не добавлять асфальт на старую трассу».
Санкт-Петербург