Казачий патруль в аэропорту Сочи. Фото Reuters
Сегодня, когда миллионы глаз прикованы к Сочи – столице зимней Олимпиады-2014 – в ожидании побед представителей своих национальных команд, никто не может гарантировать, что среди них есть пара сотен глаз тех, которых спортивные достижения, мягко говоря, не волнуют. В прессе этих людей часто именуют террористами, джихадистами, сами себя они называют разными именами, которые несут в себе возвышенные значения. Но вне зависимости от того, как они представляются, всех их объединяют очень влиятельные силы, следы которых теряются не только в горах Афганистана или песках аравийской пустыни. Именно это обстоятельство и является предметом беспокойства не только России, но и ее соседей.
В кавказских государствах надеются, что принятые Россией беспрецедентные меры по обеспечению безопасности сочинской Олимпиады в долгосрочном плане способны существенно повлиять на безопасность всего Северокавказского региона, и, возможно, не только его. Конечно, речь идет не только о мерах, принятых Москвой накануне для обеспечения безопасности самих Игр, но и о комплексе мероприятий, позволяющих более эффективно реагировать на возникающую террористическую опасность, а главное – предупреждающих ее возникновение.
В частности, для Азербайджана, особенно для северных, приграничных с Россией территорий, эта тема постоянно актуальна на протяжении вот уже более двух десятков лет. Представители террористической группировки «Лесные братья», действующей на юге Дагестана, не раз проникали на территорию Азербайджана и даже пытались создать здесь свою сеть.
Не застрахована от террористической активности и Грузия. Так, в конце августа 2012 года в результате успешной операции грузинских силовиков в горах Кахетии (Лопотское ущелье) была уничтожена группа хорошо вооруженных террористов, вторгшихся с российского Северного Кавказа. Однако в отличие от Азербайджана, чьи силовые структуры активно сотрудничают с российскими коллегами в этом вопросе, что значительно минимизирует риски от угроз, грузинским правоохранительным органам приходится справляться в одиночку, что, учитывая специфику проводимых операций, является не всегда эффективным.
Впрочем, не все специалисты разделяют оптимистические ожидания в связи с долгосрочностью мер по обеспечению безопасности в регионе. Некоторые полагают, что предпринятые шаги, возможно, позволят лишь временно сдержать активность северокавказского вооруженного подполья, но не решат стоящих за ней проблем.
Естественно, все понимают, что одними мерами безопасности тут не обойтись. Необходима более комплексная работа, позволяющая учитывать также важность профилактической работы, улучшение социально-экономического положения в регионе, прочие факторы.
Этих самых прочих факторов с каждым разом становится все больше, а характер их – все изощреннее. Кто мог, к примеру, еще несколько лет назад спрогнозировать, что одним из самых опасных регионов для Кавказа станет Сирия. Воюющие здесь на стороне оппозиции граждане России, Азербайджана и даже Грузии при возвращении на родину могут создать и уже создают значительные проблемы для властей.
Эта тема уже становится предметом самых острых дискуссий как в российских северо-кавказских республиках, так и в Азербайджане. Пока эти дискуссии ведутся в локальных информационных пространствах и не слишком выходят за рамки социальных тем, однако рост числа «сирийских добровольцев» с Кавказа может из опасной тенденции превратиться в еще более опасное движение. А это уже политика, причем не только и не столько внутренняя. Более того, обращает на себя внимание ярко выраженная интернационализация этого нарождающегося движения. Именно это обстоятельство не оставляет странам Кавказа иного выхода, кроме как искать совместные, а следовательно, более эффективные методы борьбы с ним.
В общем, регион сегодня как никогда нуждается в нормальном конструктивном диалоге по различным аспектам безопасности. Понятно, что этому в значительной мере препятствуют существующие в его пределах межгосударственные конфликты. Но жизнь вносит свои коррективы. Наверное, не случайно президент России, находясь уже в Сочи, намекнул о возможности диалога со своим грузинским коллегой. Сам президент Грузии, находясь в Баку, такую вероятность скорее всего обсудил с президентом Азербайджана. На горизонте, что называется, замаячила возможность даже некоего трехстороннего российско-азербайджано-грузинского взаимодействия. В любом случае и такой возможности исключать нельзя. Как минимум в сфере обеспечения безопасности на Кавказе интересы всех трех стран пересекаются. Правда, каждой из сторон условия для этой безопасности видятся по-своему. Но разность в подходах не исключает самой возможности для диалога, напротив, подводит под него логическую основу. Вот почему им есть о чем поговорить.
Как, впрочем, есть о чем поговорить и президентам Азербайджана и Армении и даже рассчитывать при этом на определенный прогресс.
Одно огорчает. Все эти встречи, как правило, предполагают двусторонний формат взаимодействия и не предусматривают обсуждений общих для региона проблем с участием всех его лидеров. Хотя именно в этом сегодня Кавказ острее всего и нуждается. Так не пора ли договариваться?
Баку