Музей Арктики может сменить прописку. Фото РИА Новости
Сегодня в Петербурге экстренно заседает Полярная комиссия при Российском географическом обществе. На нее приглашены представители городской власти, музейщики и ученые. Тема – судьба Российского государственного музея Арктики и Антарктики (РГМАА), который должен покинуть бывшее церковное здание на улице Марата. На днях ожидается совещание с участием представителей Роскомимущества, профильных министерств и ведомств.
В экспозиции РГМАА (ему 77 лет) – десятки тысяч экспонатов, связанных с освоением Северного и Южного полюсов. Здесь есть палатка с первой дрейфующей станции «Северный полюс», штурвал ледокола «Ермак», сани из экспедиции Роберта Скотта. В музее представлены истории освоения Северного морского пути и антарктических экспедиций. Много диорам, посвященных тундре, ледникам, уникальной полярной флоре и фауне – лежбищам моржей, птичьим базарам и т.д. Музей популярен у горожан и гостей города, особенно у семей с детьми. Руководит им известный полярный путешественник Виктор Боярский.
Раньше здесь была единоверческая церковь. В 1800 году часть староверов помирилась с государством, вернувшись в лоно «никонианства», но с дозволом двоеперстия и иных деталей «старого обряда». Так возникло единоверчество. Часть староверов сочла это отступничеством. Но выгоды были налицо, стали появляться единоверческие храмы, в том числе и Никольский на Николаевской улице, ныне Марата. Община существовала до 1927 года, затем подверглась репрессиям. Часть прихожан ушла в крамольное «иосифлянство» (и тоже была репрессирована), часть подалась к «сергиевцам». В 1932 году церковь закрыли, от общины не осталось никого. Музей здесь работает с 1937 года, после реконструкции строения. В 1991 году община возникла вновь. Ее возглавил настоятель Петр Чубаров, в миру кандидат психологических наук. Приход получил придел к бывшей церкви. В начале нулевых годов губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев заявил о выселении музея из самого здания, которое собирались передать общине. Начались суды. В итоге арбитражный суд в Москве принял решение, оставившее музей в покое. «Тогда было очевидно: Смольный хотел музей выгнать, – вспоминает участник тех событий юрист Григорий Соломинский. – Но Роскомимущество было на стороне музея, а не непонятного прихода из двух десятков человек».
В конце 2013 года оказалось, что РГМАА оказался в перечне организаций, которым нужно «поэтапно» освободить церковные здания по новому закону. «Как их приход будет содержать здание – ведь только на коммуналку уходит больше миллиона рублей в год? – удивляется Виктор Боярский. – Им ведь уже дали помещение, выселили ради этого магазин «Медтехника», это больше 150 квадратных метров площади». Боярский считает, что музею нужна новая площадка в удобном месте. Но на это нужны годы и не менее 2 млрд руб. На днях полярник в сердцах предложил оппонентам ехать молиться в Антарктиду: «Мы там как раз храм открыли и освятили».
Настоятель Чубаров, в свою очередь, считает, что здание община освоит: «Люди в приходе состоявшиеся, научные работники, творческие. Бизнес помогает. И мы ведь только пользователи, а здание передадут РПЦ, она платежеспособна». «Я давно ставлю этот вопрос, – сказал «НГ» депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Ирина Комолова. – Отбирают здания у музеев, культурных центров. Но сколько вокруг руин церквей, где хранили картошку! Они никому не нужны. А тут мы, город, отдаем здание за зданием, а потом нас еще заставят эти дары содержать». Между тем вице-губернатор Василий Кичеджи считает, что предъявлять претензии – дело не директора, а учредителя музея, которым является Росгидромет. Последний же индифферентен. Президент Арктической академии Валерий Митько уверен: «Хватит уже музею ютиться в церкви под стоны 20 богомольцев. Нужен мощный современный арктический центр. На словах Арктике сейчас особое внимание, а Петербург – арктическая столица. А на деле – ничего. Надо строить новое здание. Или отдать подходящее». Митько сожалеет, что Биржу, откуда выселили Военно-морской музей после неудачной попытки размещения там нефтяной биржи, отдают Эрмитажу под музей геральдики: по его мнению, Арктика и Антарктика подошли бы лучше и привлекли бы больше туристов.
Санкт-Петербург