Сайгаки и не подозревают, что стали мигрантами. Фото с официального сайта Центра охраны дикой природы
Волгоградские экологи обвинили власти Казахстана в насильственном удержании российских сайгаков. По их мнению, действия казахстанской стороны привели к значительному снижению популяции степной антилопы в Волгоградской области. Впрочем, калмыцкие специалисты считают обвинения волгоградцев надуманными и удивляются, что какое-то количество сайгаков до сих пор еще остается в Волгоградской области.
Неожиданным испытаниям на прочность подвергся вчера Таможенный союз. Пресс-служба Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области распространила сообщение, в котором обвинила соседний Казахстан в причастности к снижению популяции сайгаков в районе озера Боткуль на территории Палассовского района. По сообщению пресс-службы регионального Минприроды, популяция сайгаков в Волгоградской области по сравнению с весной 2013 года снизилась в три раза – с 300 до 100 особей. К уменьшению численности степных антилоп привели нерегулируемый выпас скота, браконьерство, мелиорация, волки, а также «безвозвратная миграция» волгоградских сайгаков в степи Казахстана.
«Казахстанский след» в сайгачьей интриге волгоградские экологи заметили буквально на снегу. «В зимний период на снежном покрове в степи четко выделялись их (сайгаков. – «НГ») следы, по которым было видно, что животные прокладывали путь в северо-западном, южном, юго-восточном направлениях, направляясь к Казахстану. А из Казахстана в наши степи возвращается мало сайгаков. Пути миграции соседи преграждают искусственно», – заявила пресс-служба Минприроды.
Впрочем, зачем казахам, у которых поголовье степных антилоп в 2013 году увеличилось в девять раз и достигло почти 190 тыс. особей, задерживать на своей территории 200 волгоградских сайгаков, пресс-служба ведомства пояснить не смогла.
По словам директора Калмыцкого центра по сохранению диких животных Юрия Арилова, сегодня не Волгоградская область, а Калмыкия является главным местом постоянного обитания степных антилоп. «Теоретически сайгаков в Волгоградской области сегодня вообще быть не должно, – сказал с «НГ» Юрий Арилов. – Самая восточная окраина Волгоградской и Саратовской областей являются ареалом непостоянного обитания сайгаков. Туда лишь изредка и только на время весной могут заходить особи уральской популяции сайгаков из Казахстана. Затем они возвращаются в казахстанские степи».
По мнению Арилова, «вероятность того, что в Казахстане могут удерживаться сайгаки, считающиеся волгоградскими, крайне мала»: «И чтобы обвинять в этом казахов, нужно иметь реальные доказательства, а не только цепочку следов на снегу».
По словам пресс-секретаря главы Калмыкии Буянчи Галзанова, сегодня в Степной республике обитают около 10 тыс. сайгаков: «Существует специальная республиканская программа по их сохранению, реализация которой находится на личном контроле у главы Калмыкии. Охота на сайгаков уже несколько лет запрещена».
Впрочем, как признают калмыцкие чиновники и экологи, депопуляция сайгаков наблюдается и у них. «Численность степной антилопы, к сожалению, уменьшается. Можно в лучшем случае говорить о ее некоторой стабилизации на уровне 8–10 тысяч особей», – сказал Юрий Арилов.
В отличие от волгоградских экологов калмыцкие чиновники в своих «сайгачных» бедах Казахстан не обвиняют. По мнению политолога Андрея Миронова, пресс-службе волгоградского Минприроды этого тоже делать не стоило: «Сегодня речь идет о стирании преград для сотрудничества внутри государств – членов Таможенного союза. И провоцирование «сайгачной войны» между Волгоградской областью и Казахстаном сейчас явно неуместно».
Волгоград