Быстрые деньги – не всегда легкие. Фото Интерпресс/PhotoХPress.ru
Прокуратура Выборгского района и чиновники муниципального образования «Парнас» начали проверку двух фирм, с утра до вечера предлагающих быстрые кредиты «до получки, без залога и поручителей». Жители дома № 36/141 по проспекту Просвещения обратились к муниципальным депутатам с мольбой: с 9.00 до 21.00 работают громкоговорители «зазывал». Народ зовут в павильоны, где за 10–15 минут они могут получить от 2 до 30 тыс. руб. на короткий срок под проценты. В ходе проверки одного из таких павильонов у сотрудников «фирмы» не обнаружилось нужных документов, а также огнетушителей. Уровнем шума займется Роспотребнадзор.
Акустический кошмар по всему городу начался у станций метро и в других людных местах в 2011 году, когда вступил в силу закон от 2 июля 2010 года
№ 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Этому постоянный свидетель и корреспондент «НГ», которому по разным причинам иногда случается находиться час-другой у метро как в центре, так и в спальных районах. В центре города уже были обращения к местным властям, но они не закончились ничем. В муниципальном округе «Парнас» оказались активнее. Заместитель главы округа Оксана Душина сказала «НГ»: «На микрокредитные организации «Деньга» и «До зарплаты» люди жалуются постоянно. От многочасовой рекламы никуда не скрыться. У людей в соседних домах нет ни отдыха, ни сна. Дети не могут учить уроки. Пенсионеры не могут отдохнуть. Плохо и то, что их услугами часто пользуются совсем молодые люди. Они за 15 минут могут получить денежную сумму, необдуманно растратить и попасть в неприятную ситуацию». Ей вторит и глава округа Алексей Черезов: «Они работают, никого не стесняясь, загоняют в долговые ямы людей – проценты у них от 980 до 1080 годовых!» В проверке участвовал и депутат Заксобрания Евгений Марченко. «В то время как пытаются навести порядок в банковской сфере и отзывают лицензии у недобросовестных банков, на улице разворачивается полная вакханалия, – сказал «НГ» парламентарий. – Если не боятся давать деньги без гарантий, то у них явно есть возможность «включать счетчики» и требовать долг с немыслимыми накрутками по методам 1990-х». Марченко написал запрос в прокуратуру, чтобы разобрались с децибелами и процентными ставками. Некоторые аналитики считают, что гарантия для микрофинансовых организаций (МФО) – именно высокие проценты и штрафы, мол, рынок есть рынок. Корреспондент «НГ» позвонил в ряд МФО, в том числе упомянутых в жалобе. В одной фирме требовали кроме паспорта координаты трех контактных лиц, в другой – принести с собой действующий мобильный телефон. Было и так: стоило набрать номер, как пришло ответное sms: «Ваша заявка на кредит одобрена».
Такое же дружелюбие было проявлено, когда корреспондент «НГ» узнавал условия для юридического лица – представителя малого бизнеса. Что касается этой категории заемщиков, проблема еще острее стоит в соседней Ленобласти. Сергей Кузин, директор департамента Ленинградской Торгово-промышленной палаты, считает: «Доступность финансовых ресурсов не вышла из перечня проблемных вопросов, остро стоящих перед малым бизнесом. Банкам по-прежнему не интересен этот сегмент экономики, так как он высокорискованный и не приносит больших дивидендов. Особенно ярко проявляются эти настроения в момент экономического кризиса, падения национальной валюты, инфляционных процессов».
«Банки и без того с осторожностью относятся к каждому клиенту от малого бизнеса, что выражается в их требованиях к кредитным заявкам, ликвидному обеспечению и гарантиям, – говорит эксперт. – И появление частных кредиторов с капиталом неясного происхождения и с грабительскими процентными ставками – симптом старой болезни. Малый бизнес по-прежнему не интересен банкам всерьез. Как переломить наконец эту ситуацию – вопрос государственной важности».
Кстати, в регионе не менее трети населения имеет невыплаченные кредиты в банках, многие не имеют шансов сделать новый банковский заем. МФО же в городе 113. Как философски заметил собеседник «НГ» – студент, подрабатывающий раздачей у метро рекламных флаеров: «Я бы не рисковал с матюгальниками. В городе много психов, некоторые влезают в долги. И все читали про Раскольникова».
Санкт-Петербург