Адмирал Константин Сиденко наведет порядок в Общественной палате. Фото с сайта www.newsvl.ru
Вчера на заседании Заксобрания Приморья разразился скандал по поводу избрания кандидатов от этого органа в краевую Общественную палату (ОП). Коммунисты отказались принимать участие в этом, по их словам, «фарсе». Фракцию КПРФ поддержали эсэры. Эксперты, предвидящие возможное противостояние ОП и краевого парламента, после голосования отмечают, что формирующийся орган получается мертворожденным.
В Приморье уже утверждены члены ОП от общественных организаций. Вчера со своими представителями должен был определиться краевой парламент. В начале обсуждения депутат от КПРФ Евгений Бочаров предложил коллегам включить в кандидатские списки представителей всех политических сил Заксобрания. Чтобы соблюсти паритет, он предложил выдвинуть две кандидатуры от ЕР и по одной от фракций СР, ЛДПР и КПРФ. «Пока что в Общественную палату вошли мало кому известные люди, не понимающие, для чего они там находятся. На 90% это жители Владивостока, хотя палата краевая. Она должна быть неким срезом общества», – пояснил представитель КПРФ.
Но большинство парламентариев проголосовали против такой инициативы. В итоге в список для голосования попали 10 кандидатур, четырех выдвинули единороссы, трех – эсэры, двух – ЛДПР и одного – коммунисты. Одного претендента представил спикер Заксобрания Виктор Горчаков.
Тогда Бочаров заявил об отказе КПРФ голосовать, а его коллега Владимир Беспалов – работать в счетной комиссии. «Мы понимаем, что палата формируется как инструмент губернатора, с помощью которого он будет продвигать через Заксобрание свои предложения, формируя подходящее общественное мнение. У руководства края и парламента нет заинтересованности в объективности и независимости. Мы осознаем, что представитель КПРФ не войдет в состав, а предложенные кандидатуры навязаны краевой администрацией и будут дуть в одну дуду». Позицию КПРФ поддержал глава эсэров Константин Межонов: «Неверно, что подавляющее большинство наших представителей будут выдвинуты одной фракцией. В палате должны быть представлены разные партии и течения».
«Не понимаю логики: если в палату войдет человек от КПРФ, то она не будет карманной, а если не войдет, то будет? Не следует ставить клеймо на всех», – возмутился единоросс Игорь Чемерис. А вице-спикер Джамбулат Текиев заявил коллегам, что краевая администрация вовсе не поддерживает представленных парламентариями кандидатов.
В результате бурной дискуссии от голосования отказалась почти половина присутствовавших на заседании депутатов. В итоге Заксобрание в ОП будет представлять председатель владивостокского Совета ветеранов Яков Кан, кандидатура которого была представлена спикером Горчаковым. Фракцией партии ЕР представлены экс-командующий Восточным военным округом Константин Сиденко, бывший командующий Дальневосточным пограничным округом Павел Тарасенко, а также завотделением районной больницы Владимир Глухов. От фракции ЛДПР – гендиректор ООО «Презент» Алена Белоусова. Спикер Виктор Горчаков пожелала им «дружить с депутатами».
Приморье одним из последних формирует ОП. Процесс затянулся до неприличия из-за многолетнего противостояния между экс-губернатором Приморья Сергеем Дарькиным и краевыми депутатами. Причиной разногласий стали способ формирования палаты и ее финансирование. Новый глава региона Владимир Миклушевский, назначенный в марте 2012 года, запустил этот процесс, но и его общественники обвинили в «приватизации инициативы приморских активистов» (см. «НГ» от 07.06.13). Тем не менее документ, регламентирующий порядок избрания и работы органа, был принят в октябре 2013 года. Согласно ему, в состав краевой ОП войдут 30 человек: по пять кандидатов от губернатора, Заксобрания, местных общественных организаций, региональных общественных объединений, общероссийских и межрегиональных общественных объединений, а также пять самовыдвиженцев. До сих пор не известны лишь кандидаты от главы региона.
На стадии работы над законом об ОП приморские эксперты предрекали неизбежные конфликты между ею и Заксобранием. Краевой документ предусматривал контроль общественности за деятельностью парламента, который предлагался в виде мониторинга, анализа и оценки реализации законодательных актов. Но, судя по большинству избранных в палату членов, как отмечают политологи, оправдались самые пессимистичные ожидания. «Через политический торг и давление формируется «спокойная палата», в нее попадают люди, которым более нужен статус, – полагает политолог Петр Ханас. – Пока я насчитал немного людей, которые способны адекватно оценить ситуацию и донести ее до общественности. Вырисовывающийся состав не потянет стоящие перед ней задачи, это будет рупор администрации края».
Владивосток