В последние дни в Дагестане были проведены сразу несколько спецопераций. Фото с сайта www.nac.gov.ru
В последние дни в Дагестане активизировалась борьба с бандподпольем. Сразу в нескольких районах республики были объявлены режимы контртеррористической операции (КТО), проведены зачистки, ликвидированы три лидера незаконных вооруженных формирований (НВФ) и около 20 рядовых боевиков. Федеральный Центр в лице первых двух лиц государства незадолго до этого дал обещание обеспечить безопасность на Олимпийских играх в Сочи. Очевидно, что власти обещание намерены сдержать.
Вчера в селе Карланюрт Хасавюртовского района Дагестана была обезврежена самодельная бомба. Взрывное устройство, представлявшее собой десятилитровое металлическое ведро со взрывчатой смесью и 400-граммовой тротиловой шашкой, обнаружили еще 22 января в ходе обыска в одном из частных домов. Его мощность составляла 10 кг в тротиловом эквиваленте. Хозяин дома задержан.
В тот же день, когда была найдена бомба, в нескольких районах Дагестана были отменены режимы КТО. Речь идет о Кировском и Советском районах Махачкалы, а также Буйнакске и Буйнакском районе, Кизилюрте и одноименном районе, Цумадинском и Цунтинском районах. После снятия специальных правовых режимов на территории республики не осталось действующих режимов КТО. За время их действия в четырех районах республики были уничтожены более 20 боевиков. Среди убитых – три лидера бандподполья.
Подобная активность позволяет говорить о том, что силовики активно взялись за обеспечение безопасности в преддверии Олимпиады в Сочи. Установка, судя по всему, исходила от федерального Центра: в интервью журналистам в Красной Поляне президент России Владимир Путин пообещал купировать угрозу безопасности на Играх.
По словам главы государства, «экстремисты всегда пытаются заявить о себе, особенно в преддверии каких-то крупных мероприятий, и не только спортивных, но и политических... Люди, настроенные экстремистски, они, как правило, люди ограниченные и не отдают себе отчета в том, что даже если, как они думают, они ставят перед собой благородные цели, то, совершая террористические акты, они отдаляются, все дальше и дальше уходят от достижения тех, на первый взгляд даже благородных, может быть, целей, вообще уходят за горизонт». Президент продолжил: «Надеюсь, что все, что мы делаем, с пониманием, с ясным пониманием оперативной обстановки, которая складывается вокруг Сочи и вообще в этом регионе. У нас есть прекрасное понимание того, что это такое, какова эта угроза, как ее купировать, как с этим бороться».
Политолог Алексей Малашенко также считает, что зачистки проводятся в рамках подготовки к грядущим Играм. Однако, по словам эксперта, «положение на Кавказе достаточно напряженное. Там действительно активизировалась исламистская оппозиция. Во-первых, с ними надо бороться, что и всегда делалось. А во-вторых, надо показать перед Играми, что ведется вот такая активная борьба. Если посмотреть на частотность подобных событий – то мы это уже видели».
К той же теме относятся, видимо, и слова главы Чечни Рамзана Кадырова, который 17 января сообщил о своей уверенности в гибели самопровозглашенного главы так называемого Имарата Кавказ Доку Умарова. «Мы давно были на 99% уверены, что Умаров был уничтожен во время одной из операций. Сейчас есть доказательства, что его нет в живых», – сказал Кадыров. По его словам, в имеющейся записи переговоров полевых командиров бандподполья говорится, что в связи с гибелью Умарова нужно избрать нового «эмира» Имарата Кавказ.
На днях главе Чечни заочно ответил премьер-министр Дмитрий Медведев, который в интервью CNN сообщил, что Доку Умаров будет считаться живым до тех пор, пока не доказано обратное.
Полемика вокруг террориста разгорается уже не впервые – ранее о его смерти объявляли семь раз. Умаров летом 2013 года в видеообращении, попавшем в Интернет, заявил о намерении сорвать Олимпиаду. Помимо этого, ряд национальных олимпийских комитетов получили письма с угрозами нападения на спортсменов. Радикальная иракская группировка «Ансар аль-Сунна» также заявила о намерении организовать террористические акты во время Игр. Видеообращение с представителями группировки появилось на сайте исламских экстремистов «Вилаят Дагестан».
Однако Дмитрий Медведев уверен в обеспечении безопасности на Играх. «Угроз на сочинской Олимпиаде не больше, чем было на Олимпийских играх в других местах. Мы знаем, какие печальные события происходили в других странах, в том числе и в Соединенных Штатах Америки, на спортивных состязаниях», – напомнил о взрывах на Бостонском марафоне премьер-министр.
Судя по всему, власти намерены именно купировать угрозу Олимпийским играм: целенаправленный удар по бандподполью должен на определенный срок снизить террористическую активность. Алексей Малашенко тем не менее уверен, что полностью «уничтожить лидеров невозможно. Это типичная демагогия: если мы убьем условного Доку Умарова, то все будет замечательно. Не будет – появится другой Доку Умаров. Там действительно есть с кем бороться. Бороться нужно по-умному. Но поскольку другие методы не проходят – приходится наблюдать вот это».